В России отметили День народного единства, который в этом году запомнился тем, что, во-первых, на традиционный митинг в Люблино пришло совсем мало участников, а во-вторых, сами власти вывели на улицы центра 80 тысяч человек и таким образом впервые «овладели» придуманным ими же праздником. Кроме того, пока в Люблино задерживали нелояльных националистов, в прокремлевских колоннах шли «разрешенные».
«Те, кто прокремлевские, пошли на общее шествие на Тверскую: например, «Родина»... Было там и «Национально-освободительное движение» (НОД) депутата Федорова, была партия Старикова — «Партия Великое Отечество» (ПВО), — говорит Александр Верховский, директор информационно-аналитического агентства «Сова».
И если на кремлевский митинг под названием «Мы едины!» пришло тысяч восемьдесят, то три националистических митинга, вместе взятые, собрали чуть больше тысячи человек. В не очень плотных рядах российских националистов разброд и шатание, говорит Александр Верховский.
Александр Верховский: «Если в Люблино было человек 800, то на марше на Октябрьском поле в два раза меньше. Был еще совсем альтернативный марш, который закончился митингом у театра Российской армии, точнее, у мечети — там было вообще 100 человек. Сказать, чем они друг от друга отличались, не так просто. Организаторы митинга у мечети не смогли объяснить, почему они отдельно».
Не в последнюю очередь на снижении активности радикальных националистов сказалось повышение активности власти на этом поле и репрессии против лидеров ультра-правых.
Александр Верховский: «Придавливают более-менее всех, но их придавливают больше, потому что потенциально они видятся более опасными в плане каких-то возможных эксцессов, связанных с оружием. Особенно сейчас, когда только что была война в Донбассе и оттуда возвращаются несколько тысяч человек, повоевавших. Есть опасность, что они примкнут ненароком именно к этим группам. А чтобы им некуда было примыкать, я думаю, эти группы и придавливают».
Вот уже около года за решеткой находится лидер т.н. Движения против незаконной иммиграции Белов-Поткин, а сегодня прямо перед началом «Русского марша» полиция задержала его организатора, Антона Смирнова. О задержании Смирнова сообщил лидер запрещенного на днях в России движения «Русские» Дмитрий Демушкин. Самого Демушкина задержали еще вчера.
Интересно, что названные персонажи выступали против войны в Украине. Возможно, власть решила заняться ими сейчас еще и поэтому.
Если бы речь шла о полномасштабной борьбе с любыми проявлениями национализма и ксенофобии, власти, вероятно, не допустили бы сегодня на свой митинг, например, НОД («Национально-освободительное движение»), чьи активисты, как сообщает ОВД-Инфо, 2 ноября напали 75-летнего Владимира Ионова, стоявшего у Исторического музея с плакатиком «Путин есть, ума не надо».
Прокремлевские националисты обсыпали Ионова мукой и облили краской — после этого он частично потерял зрение и оказался в больнице.
Помогали «нодовцам» нападать на 75-летнего человека активисты движения SERB, которое прославилось благодаря «войне» с цветами на месте убийства Бориса Немцова.
Но персонажи, подобные «нодовцам», пока, судя по всему, не попадают в условный черный список власти и шагают в ногу рядом с мало что подозревающими бюджетниками под лозунгом «Мы едины!».
К счастью, пока их мало что объединяет, кроме общего марша:
Александр Верховский: «Люди этих националистов вообще не знают и никогда о них не слышали. И вообще население не любит никаких радикалов. То, что у нас половина населения мечтает какие-нибудь меньшинства выселить или еще что-нибудь с ними сделать, не переходит в поддержку националистов. Люди, конечно, приезжих не любят, но националистов не поддерживают».