Эта давняя идея, сегодня преподносимая в форме ничего не значащей шутки, имеет под собой трагическую историческую основу. И является повторением древних мифов.
Нынешний лидер Коммунистической партии России Геннадий Зюганов как-то раз высказался за создание армии блогеров для борьбы с антикоммунистическими мифами, которые продолжают циркулировать по стране. Среди них одним из старейших является миф о том, что коммунисты едят детей. Судя по ироничному окончанию фразы — «на завтрак» — сегодня почти никто не воспринимает эту идею всерьез.
Однако еще есть те, кто в этот миф верит. Так, в 2006 году занимавший на тот момент пост премьер-министра Италии Сильвио Берлускони прибегнул к нему, говоря о маоистском Китае. Когда китайцы запротестовали, он настоял: «Почитайте „Черную книгу коммунизма“, и вы обнаружите, что в Китае времен правления Мао они не то что ели детей — варили их для удобрения полей». Через несколько дней, видя, что Пекин разозлился не на шутку, он выступил по телевидению: «Признаю, что это была ирония сомнительного характера, неудачная шутка. Я просто не смог сдержаться».
Берлускони обладал (и обладает) неформальным статусом безответственного остряка, что позволяет нам зачастую не воспринимать его слова всерьез — а ему дает право говорить все, что заблагорассудится, поскольку, если возникнут проблемы, он всегда может отговориться тем, что это была шутка. Правда, упомянутая шутка свидетельствует об особенно сомнительном вкусе. Поскольку на самом деле исторические причины для этого мифа существуют.
Как в Китае, так и в СССР имел место массовый голод, порождавший вспышки каннибализма. Это явление характерно не только для упомянутых стран или для коммунистических режимов; история знает множество подобных случаев, произошедших в разные эпохи в разных уголках мира. Но этот оказался на руку врагам марксистского социализма, с самого начала его исказившим и преувеличившим. Через два или три года после свершившейся в России революции в кругу антикоммунистических стран, в том числе в США, идея о том, что коммунисты едят младенцев, становилась все более популярной.
«Есть собственных детей — варварство»
Период между 1921 и 1925 годами — после шести с половиной лет непрерывного крушения старых порядков — в СССР был отмечен массовым голодом. Первая мировая война, а затем революция и гражданская война нарушили нормальное течение жизни в стране. Положение усугубили засухи, к тому же, вполне возможно, что сама партия намеревалась использовать голод, чтобы заставить отдельные категории населения принять участие в своих амбициозных проектах по социальному переустройству. В результате от голода умерло примерно пять миллионов человек.
Десять лет спустя геноцид голодающего украинского народа, вероятно, вылился в еще большее число жертв, и здесь уже ни у кого нет сомнений в истинных намерениях Сталина. Эта трагедия была в значительной степени умышленным деянием, делом человеческих рук, нацеленным на принуждение к коллективизации крестьян в удаленном от центра регионе СССР и устранение каких-либо претензий на независимость. Украинцы, которые ежегодно вспоминают жертв массового голода тех лет, используют для обозначения этого периода термин Голодомор.
В оба периода среди голодающих были зарегистрированы случаи людоедства. Уже в первый из них таковых насчитывалось несколько тысяч. Один человек, осужденный за каннибализм, пытался оправдаться тем, что так, по его словам, поступал не он один, все делали то же самое. Во времена Голодомора были периоды, когда в минуту умирало в среднем 17 человек. Кажется, партия даже развешивала в деревнях плакаты с предупреждением: «Есть собственных детей — варварство».
31 мая 1933 года генеральный консул Италии в Харькове предположительно записал прямое свидетельство, согласно которому «в семьях убивают младших детей и съедают их». Следует отметить, что порою трудно понять, что в каждом конкретном случае истина, а что ложь. В 1943 году нацистское марионеточное государство, возглавляемое Муссолини, запустило кампанию с целью внушить итальянцам страх угрозой, что их дети могут быть похищены и увезены в СССР. Плакат изображал рыдающего ребенка, к которому сзади приближается страшное чудовище коммунизма. «Папа, спаси меня!» («PAPA, SALVAMÍ!») — гласил плакат.
Голод в коммунистическом Китае был не менее страшен, чем голод в СССР. В период между 1958 и 1961 годами, известный как «большой скачок», когда радикальные перемены в сельском хозяйстве, нередко вдохновляемые абсурдными идеями, подобными тем, что выдвигал советский биолог Трофим Лысенко, совпали с рядом стихийных бедствий, умерло от 15 (согласно официальной статистике) до 36 миллионов человек (по оценкам более поздних исследований).
Многочисленными были и случаи каннибализма, ими также была отмечена начавшаяся в 1966 году «культурная революция». Здесь, по словам философа Кристиана Годена (Christian Godin), каннибализму с подачи партии придавался смысл магического акта. Зачастую жертвами становились лица, классифицируемые как буржуазия, классовые враги и т. д., а сам каннибализм обретал метафорическую природу, правда, не делаясь от этого менее реальным.
Древний навет
Практика каннибализма берет свое начало в доисторические времена, также давно известно о символическом значении, которое имело буквальное пожирание врага — или потенциального врага. Несколько десятилетий назад один африканский диктатор, приятель французских политиков, был обвинен в каннибализме в отношении собственных политических соперников. Что же касается поедания детей, то история о боге, пожирающем своих детей, наличествует как в греческой, так и в римской мифологии. В «Божественной комедии» Данте рассказывает историю графа Уголино, реального человека, жившего в XIII веке. Он был обвинен в предательстве и вместе со своими детьми и внуками заточен в башне, ключ от которой был брошен в реку. Прежде чем умереть голодной смертью, Уголино якобы съедает детей (во втором круге ада Данте он вечно гложет череп человека, который его предал).
В арсенале антикоммунистов — неважно, основном или второстепенном — существенной составляющей наряду с другими свидетельствами абсолютного ужаса были заявления о поедании детей. Сегодня их достоверность может подтвердить, пожалуй, только Северная Корея. В этой стране в 90-е годы был распространен голод, и даже в 2013 году газета Times of India ссылалась на случаи каннибализма в отношении детей со стороны собственных родителей. По всей видимости, подобные вещи характерны для любой эпидемии голода.
Можно долго спорить, обладает ли коммунизм особой склонностью порождать эти эпидемии, но пользы от этого будет не много — хотя сама по себе проблема серьезная. Что же касается обвинений в каннибализме в целом, то здесь речь идет о другом. По сути они в очередной раз воспроизводят клевету, которая использовалась на протяжении веков для демонизации вражеских или ненавистных групп. Уже греки обвиняли в каннибализме «варваров» (то есть тех, кто греками не являлся). В средние века считалось, что евреи убивали детей христиан, а потом замешивали их кровь в мацу. И так далее.