Президент Чехии Милош Земан 17 ноября выступил на митинге своих сторонников и людей, которые поддерживают блок «Против ислама». Министр по правам человека Чешской Республики Иржи Динтсбир заявил, что этой своей речью Милош Земан «перешел все границы», а также «создает в обществе атмосферу страха и поддерживает фашистские настроения».
Президент Чехии выступал в пражском районе Альбертов, там 17 ноября 1989 года началась демонстрация, которую разогнали коммунистические власти. Именно 17 ноября считается днем начала «бархатной революции», она привела к падению режима. А 17 ноября 1939 года, после студенческих волнений, фашисты закрыли чешские университеты и многих студентов отправили в концлагерь. Этот день является государственным праздником — Днем борьбы за свободу и демократию.
Манипуляция
Земан, речь которого в прямом эфире транслировало Чешское телевидение, начал с того, что вспомнил о событиях как 1939 года, так и 1989 года: «Что объединяет эти две годовщины, между которыми пропасть во времени в 50 лет? Несогласие нашего народа с оккупацией. Открытой, то есть немецкой оккупацией или плохо скрытой, но реально существовавшей советской оккупацией. Наш народ заслуживает того, чтобы он правил страной самостоятельно. Чтобы нам никто со стороны, я повторяю — никто — не диктовал, что мы должны делать, а что не должны делать».
Это не единственная вещь, которая, по мнению главы государства, объединяет две даты: «Второе, что связывает 17 ноября 1939 года и 17 ноября 1989 года, это то, что люди вышли на улицы протестовать против манипуляции. Протестовать против того, что им навязывают только одно единственное правильное мнение, что их всех одевают в одинаковую "униформу мнений", что они не могут думать иначе, чем так, как им указывают те, кто ими манипулирует».
Тесто и пластилин
Земан говорил и о состоянии чешского общества, и людях, которые им манипулируют: «Сегодня мы живем в свободном обществе, и сейчас промывать людям мозги сложнее, чем было раньше. Но это не означает, что такого нет. Современные манипуляторы дали себе множество красивых названий. Одни называют себя носителями и создателями "общечеловеческих ценностей". Они уверены в том, что только они могут говорить нам, какие ценности мы должны разделять, а какие нет. Вторые уверены, что они вожди общественного мнения, но эти люди — небольшая часть политической элиты. Они просто стараются, чтобы их заметили, чтобы за них хотя бы кто-то проголосовал. Но самых страшных манипуляторов я бы назвал создателями общественного мнения. Они уверены, что люди это пластилин или тесто, из которых можно вылепить все, что угодно. Но мы не пластилин и не тесто, мы просто делаем все, чтобы думать самостоятельно».
Крик толпы
Одним из фрагментов речи президента Чехии, который вызвал особую критику министра по правам человека, был этот: «Мы видели множество "массажей", которые делала нам пресса. А одному "массажу" подвергается весь народ. Он связан с миграционным кризисом. Я уверен в том, что мы должны быть толерантны ко всем мнениям, с которыми мы не согласны. В свободном обществе каждый имеет право сказать то, что он думает. А на мнения, с которыми мы не согласны, нельзя лепить ярлыки, называть людей экстремистами, ксенофобами, исламофобами, расистами или фашистами. Ярлык или оскорбление — это не аргумент, это лишь показатель умственной отсталости тех, кто эти ярлыки вешает. Крик толпы — тоже не аргумент. Крик толпы — это как раз показатель фашизма, крик толпы — это стадное поведение».
Молодые и обеспеченные
Разумеется, Земан не мог не высказаться о миграции и о том, являются ли чехи ксенофобами: «Наши люди — не ксенофобы! В нашей стране живет более полумиллиона иностранцев. Мы принимаем их как друзей, с ними нет проблем. Они ассимилируются, нормально живут и работают, многие процветают. Культура, ментальность этих людей полностью совместима с европейскими ценностями. Это не культура убийц, это не культура религиозной ненависти».
У Земана — свое отношение к нелегальным мигрантам, которые едут в Европу из стран Африки и Ближнего Востока: «Я знаю, что большинство этих нелегальных мигрантов — молодые, хорошо обеспеченные мужчины. И я задаю себе вопрос: "Почему эти мужчины не воюют за свободу своей страны и против Исламского государства?". А по поводу тех, кто приезжает из стран, где не идет война, я задаю такой вопрос: «Почему они не работают ради своей родины? Ради ее процветания. Чтобы их страна смогла выйти из своего отсталого состояния».
Не быть рупором
Земана не особо любит чешская пресса, и он отвечает ей взаимностью: «Голос президента республики должен быть голосом народа, а не голосом прессы. Признаюсь, что у меня была бы куда более спокойная жизнь, если бы я был рупором прессы. Журналисты, которые пишут каждый день об абсолютно разных вещах, в которых не разбираются, нахваливали бы меня, писали бы, с какими прекрасными речами я выступаю».