В первые годы существования латвийского государства выходил юмористический журнал Svari («Весы»). В одном из его номеров была опубликована карикатура: латышская девушка с украшенным тремя звездами веночком на голове спрашивает у кондуктора железнодорожной станции: «Скажите, пожалуйста, с какого перрона отправляется поезд в будущее?». Кондуктор, усмехаясь в усы, отвечает: «С соседнего перрона. С этого — отправляется поезд в Россию». Удивительно, но карикатура почти столетней давности точно отображает ситуацию в современной Латвии.
Политическая элита Латвии не перестает утверждать, что мы хотим, чтобы нас причисляли к западным демократиям, хотим быть европейским государством и неразрывно связываем свою судьбу с культурным пространством и бизнес-средой Европы. В свою очередь, в реальной жизни наблюдаются прямо противоположные тенденции. На протяжении многих лет мы находимся и еще какое-то время будем находиться в полной зависимости от российского поставщика газа. Ну, хорошо, есть старые договоры, тут сложно что-то изменить. Другое старое дело — привлечение российского миллионера в Krājbanka, последовавшее расхищение средств этого банка и объявление его неплатежеспособности. Продажа на аукционе Кемерского санатория богатому инвестору из России, когда мы закономерно остались с носом. Примеры можно продолжать перечислять. Возглавляемое партией Vienotība («Единство») Министерство сообщения несколько раз проваливало приобретение новых железнодорожных вагонов в Европе, а в последнее время предлагает купить малопользованные вагоны у России. Те, которые были выпущены для нужд Олимпийских игр в Сочи и названы красивым словом «Ласточка». Посмотрим на отрасль авиации. На взгляд правительства Латвии, для спасения единственной национальной авиакомпании AirBaltic необходимо согласиться с требованием сомнительного инвестора приобрести произведенные в России самолеты. Такие, на которых в Европейском союзе никто не летает. Излишне добавлять, что в случае успешной покупки принадлежащая латвийскому государству авиакомпания на долгое время попадет в зависимость только от российских запасных частей. Иногда кажется, что единственная сфера, в которой мы не будем зависеть от российских поставок, — это военная. И только потому, что стандарты НАТО этого не допускают.
Мы в Латвии никак не можем перейти на оплачиваемое латвийским государством образование исключительно на государственном языке. Не помогают аргументы, что так поступают все развитые европейские страны, и обеспечение образования только на государственном языке является инструментом для формирования единой политической нации. Также депутаты не могут принять закон, который ограничит звучание русского языка на зарегистрированных в Латвии радиочастотах. Процитирую Карлиса Скалбе: «Я не знаю, почему русскому языку предоставляются преимущества, потому что он на протяжении десятков лет систематически закачивался в наши головы, и еще на долгие годы этот запас в народе не иссякнет».
Россия, по меньшей мере, в обозримом будущем не станет государством будущего. Происходящие в соседней стране процессы свидетельствует о возврате в глубокое прошлое. Даже в случае падения режима Путина выздоровление русского народа будет долгим. Слишком мощно сейчас работает российская пропагандистская машина, и тех, кто прошел через ее жернова, в одночасье не вразумить. В России, по сути, не было процесса десталинизации, не осознаны и не признаны преступления коммунистов против собственного народа. Скорее наоборот — в современной России наблюдается реабилитация и даже прославление сталинских времен. Думается, что не дождемся и депутинизации. Непонятно желание наших политиков искать спасения на просторах России. Латвия начинает напоминать плод, который снаружи блестит и соответствует западному рынку, а внутри кишмя кишит русскими «инвесторами».
Мало радует также Европа. Кризис с беженцами причиняет большую головную боль брюссельским политикам. Нет худа без добра — кризис выявил слабые места Европейского союза. Неспособность контролировать внешние границы, неспособность приостановить поток мигрантов. Добровольно-принудительное расселение мигрантов по странам-членам ЕС не способствует доверию к чиновникам в Брюсселе. Принесенные мигрантами проблемы не исчезнут в течение нескольких лет. Но благодаря экономическому потенциалу у ЕС, как минимум, есть возможность решить кризис с беженцами.
С какого перрона отправится поезд Латвии в будущее?