САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Томас М. Лири прибыл в Санкт-Петербург в конце июля этого года. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» он вспомнил о предыдущем опыте дипломатической работы в России, рассказал о планах на ближайшее будущее, признался, что болел за российскую сборную по американскому футболу и подчеркнул важность продолжения академических обменов.
— Господин Лири, расскажите, пожалуйста, о вашем предыдущем опыте дипломатической работы в Санкт-Петербурге?
— Я работал здесь 15 лет назад. Я был консулом по вопросам прессы и культуры с 1999 по 2001 год.
Как и сейчас, у нас была активная программа обмена в области образования и культуры. Тогда мы смогли пригласить сотрудников администраций северо-западного региона посетить Америку. Сейчас это немножко сложнее. Иногда они не хотят принимать такие приглашения, но вообще, можно сказать, что наши отношения продолжаются успешно. Слава Богу, спрос на наши программы обмена студентами и профессорами не снижается. Хотя недавно российское правительство закрыло программу обмена учениками средних школ, к счастью, продолжаются наши культурные программы, которые пользуются успехом.
— А сейчас, занимая пост генерального консула, продолжаете ли вы испытывать интерес к той сфере деятельности, которой занимались в Санкт-Петербурге 15 лет назад?
— Конечно! Я долго работал в области прессы и культуры, и это — мой главный интерес в течение всей карьеры. И сейчас эта сфера деятельности представляется мне особенно важной с точки зрения долгосрочных отношений между нашими странами.
— Доводилось ли вам общаться с вашим предшественником на посту генерального консула США в Санкт-Петербурге Брюсом Тернером? Если да, можете ли вы сказать, какие советы он вам дал накануне вашего вступления в нынешнюю должность?
— Да, я встречался с Брюсом Тернером в Вашингтоне в июне этого года.
Вообще, я познакомился с ним много лет назад в Москве — тогда мы вместе работали в посольстве. Я был пресс-атташе, а Брюс работал в политическом отделе. Брюс сказал мне, что он был очень рад возможности жить и работать в Санкт-Петербурге. Также он мне сказал, что, несмотря на непростые отношения между нашими странами, пока есть возможность продолжать работу. Особенно — в области образования и культуры. Эта работа очень важна для долгосрочных отношений между США и Россией.
— Дипломатические отношения Соединённых Штатов и России насчитывают более двух веков (с 1807 года). Кто из ваших предшественников на посту главы дипломатической миссии США в Санкт-Петербурге является для вас наибольшим примером? И почему?
— Я знаю много хороших примеров. В Петербурге есть два примера американской дипмиссии — дореволюционный, когда этот город был столицей, и послереволюционный.
До революции здесь работало много уважаемых американских послов. Среди них — Джон Куинси Адамс, который позже стал 6-м президентом США, и Кассиус Марселлус Клей — известный как противник рабства, а потом он способствовал покупке Аляски.
Много талантливых коллег было и среди генеральных консулов в Санкт-Петербурге. Например, мой друг Пол Смит, с которым я работал здесь 15 лет назад, Дик Майлз, работавший в России много лет. Конечно, нужно упомянуть и Мэри Крюгер, и Шейлу Гуолтни, и, разумеется, Брюса Тернера.
— Ваши предшественники были поэтами, как Брюс Тернер, знатоками и ценителями кофе (Шейла Гуолтни), и любителями собак (Мэри Крюгер). А о консуле по культуре Эрике Джонсоне в Санкт-Петербурге осталась добрая память, как о большом специалисте по американской кухне и знатоке «великого немого» — кинематографа начала 20-го века. А каковы ваши увлечения?
— Как и мой друг Эрик Джонсон, я очень люблю кино, но — более современное. А вот на кухне, по сравнению с Эриком, я — очень опасный человек, поэтому мне лучше работать вне кухни.
Мы сейчас делаем капитальный ремонт зала в нашей резиденции, который мы часто используем для кинопоказов. А кроме кинематографа я очень люблю американский футбол. Недавно в Пушкине я посмотрел матч между сборными России и Норвегии. Я не говорил об этом коллеге из Норвегии, но я болел за российскую команду, и она выиграла.
Моя любимая американская футбольная команда это — New England Patriots из моего родного штата Массачусетс. Они здорово играют!
— Вы упомянули, что также любите современное кино. А какие ваши самые любимые фильмы?
— Трудно сказать. Но из того, что я смотрел в последнее время, мне очень понравился англо-французский фильм «Легенда», поставленный американским режиссером Брайаном Хелгелендом. Очень хороший фильм!
— Отношения Соединённых Штатов и России переживают непростые времена. В этой связи, какие задачи, как генеральный консул США вы ставите перед собой для восстановления доверия между двумя странами?
— У меня есть несколько проектов. Когда речь идет о доверии между нашими странами, самое главное, по-моему, — это дружеские контакты между нашими народами. Например, обмен студентами, профессорами, культурные обмены… Также очень важно поддерживать здесь американские компании, чтобы продолжались наши связи в области бизнеса.
— То есть, некоторые американские компании продолжают работать здесь, несмотря на экономические санкции в отношении России?
— Санкции, конечно, имеют влияние на общее экономическое положение дел. Бизнесмены решают вопросы на уровне прибыли, и нужно признать, что сейчас экономическая ситуация здесь достаточно сложная.
— На время пребывания господина Тернера в должности генерального консула здесь пришлись две знаменательные даты: 40-летие открытия консульства и 70-летие окончания Второй мировой войны в Европе. На какие памятные даты вы хотели бы обратить внимание за время пребывания на посту генерального консула США?
— Недавно я был в Архангельске на мероприятиях, связанных с Северными конвоями. В сентябре следующего года мы будем отмечать 75-летие начала осуществления программы ленд-лиза и первого Северного конвоя вместе с коллегами из других стран, которые также участвовали в этой программе. Для нас это очень важно.
Завершая наш разговор, я еще раз хочу подчеркнуть, что очень рад возможности снова работать в самом красивом городе России, городе интеллигентных людей. Надеюсь, что в течение моего пребывания здесь я смогу сделать все возможное для укрепления долгосрочных отношений между нашими странами.