После недолгого сентябрьского затишья российские обстрелы возобновились впоследние недели с новой силой, а Украина готовится к продолжению атак. В пятницу поступили тревожные новости из Донбасса, где российские войска так и не начали соблюдать объявленное больше года назад первое перемирие. 19 ноября украинскую границу пересек уже 45-й по счету российский «гуманитарный» конвой из сотни машин, а жители Снежного и Торца беспокоятся по поводу появления массы вооруженных людей. «Мы не видели ничего подобного с начала войны», — рассказывают очевидцы.
Как пишет украинский журналист и эксперт Дмитрий Тымчук, «российско-террористические войска на Донбассе продолжают активные обстрелы позиций сил АТО и гражданских объектов, в основном с использованием стрелкового оружия, гранатометов (включая СПГ-9 и АГС-17), зенитных установок ЗУ-23-2, минометов (82-мм и 120-мм), также зафиксировано использование террористами реактивной артиллерии (РСЗО) и штатного вооружения БМП-2 и БТР-80. В основном боевики вели огонь западнее и северо-западнее Донецка, а также на нескольких участках Артёмовского направления. Главной целью большинства случаев обстрелов является провокация украинских войск на ответное применение тяжёлых вооружений с последующей фиксацией, в том числе так называемыми “наблюдательными группами” СММ ОБСЕ. В составе данных “наблюдательных групп” отмечается присутствие граждан РФ, в том числе представителей военной разведки, работающих под “дипломатическим” прикрытием».
В свете последних событий и тревожной ситуации на востоке Украины нацелившиеся на альянс с Россией на Ближнем Востоке западные правительства не могут закрыть глаза на действия Москвы, которая неоднократно нарушала минские соглашения, поставив под угрозу и так уже хрупкий процесс восстановления мира на Украине.
Кремлевский пиар
После кровавых терактов в Париже 13 ноября Россия всячески демонстрирует дружественное отношение к Франции, пытаясь убедить ее в своей неизменной поддержке в борьбе с терроризмом. Помимо скоординированных авиаударов по Ракке Москва развернула целую пиар-кампанию в отношении французской общественности, которая пока что с большим недоверием относилось к экспансионистской политике России. На прошлой неделе Министерство внутренних дел РФ привлекло к себе большое внимание, подарив Франции щенка на замену Дизелю (так звали погибшего во время операции в Сен-Дени полицейского пса). Французский интернет расплылся в улыбке умиления и расцвел благодарственными комментариями адрес Владимира Путина. «Путин — большой человек. Он не таит злобы и смотрит вперед. Спасибо ему», — пишет пользователь, которого активно поддержали в комментариях.
Как бы то ни было такая поддержка и сочувствие России куда неоднозначнее, чем кажется. После терактов депутат Думы Сергей Марков написал в Facebook, что они стали местью исламистов французскому народу и правительству за военное вмешательство в Сирии. В числе решений террористической проблемы Марков отметил необходимость заменить «киевскую хунту» временным правительством, потому что она представляет собой главное препятствие для сотрудничества США, ЕС и России в борьбе с терроризмом.
Премьер Дмитрий Медведев в свою очередь продолжил обвинительную риторику в адрес Запада и подчеркнул, что теракты по всему миру стали результатом нежелания сотрудничать с Россией. Но как такая двойственность российской позиции отразится на политике Москвы в рамках недавно провозглашенного альянса против ИГ? Может ли Запад доверять стране, которые бессчетное число раз нарушала международные соглашения, показав себя ненадежным и играющим по собственным правилам партнером?
Владимир Путин — неизбежный союзник?
Другие страны, соседи России, решили не вступать в альянс со страной, которая проводит столь агрессивную и непредсказуемую политику. На встрече прибалтийских лидеров в Литве президент Даля Грибаускайте заявила, что ее страна никогда не вступит ни в одну коалицию, в которой состоит Россия. «Сегодня Россия оккупирует территорию другого государства и проводит военные операции на Украине и в Грузии», — объяснила она свое решение на недавней пресс-конференции.
Парижские теракты дают Владимиру Путину возможность с триумфом вернуться на международную арену и оттеснить в тень все вызывающие разногласия вопросы. Со столь свойственным ему оппортунизмом он цепляется за тревогу Запада и называет ИГ общим врагом, от рук которого пострадала и сама Россия. Отметим, что подтверждение террористической природы падения российского самолета на Синайском полуострове было озвучено четыре дня спустя после терактов в Париже. До того момента в России отдавали предпочтение версии о неполадках с двигателем.
Страх толкает Францию к тому, чтобы постараться как можно быстрее решить проблему терроризма, но не совершает ли она тем самым стратегическую ошибку, о которой может пожалеть? Будет ли Россия играть по правилам и наносить удары только по ИГ, а не противникам Асада, как раньше? Уверенности в этом нет. Всего три дня спустя после новости об альянсе с Кремлем из Алеппо приходят кадры того, как российские самолеты сбрасывают бомбы на что угодно, только не на ИГ.
Тем временем щенок и пара намалеванных на бомбе слов угодили точно в цель, заставив Запад забыть о ценностях и человеческих жизнях, которым грозит Владимир Путин.