Решение министерства просвещения изъять вопросы, связанные с изучением Катастрофы европейских евреев в годы Второй мировой войны из программы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости, вызвало широкую общественную дискуссию.
Некоторых возмутило это решение. Раздаются призывы вернуть тему Холокоста в программу экзаменационной подготовки. Однако в 2015 году можно позволить себе смелость решить, что, несмотря на то, что речь идет о самом страшном преступлении в истории еврейского народа, государство Израиль и народ Израиля могут прекратить столь интенсивно бередить старые раны и начать двигаться вперед с гордо поднятой головой.
Так, например, можно перестать водить в музей «Яд ва-Шем» каждого иностранного лидера, прибывающего с визитом в нашу страну. Можно прекратить поездки израильских старшеклассников в нацистские концлагеря на территории Польши. Можно сократить в определенной степени размах государственных церемоний, посвященных Дню памяти жертв Катастрофы. Я знаю, что мои слова могут быть восприняты неоднозначно. Поэтому хотел бы объяснить суть сказанного. Ведь речь идет о непостижимой трагедии, катастрофе невиданных масштабов в истории нашего народа.
Но в этом, собственно, и заключается суть вопроса. Колоссальные масштабы катастрофы, произошедшей с еврейским народом, трагедии почти мистической, обязывают нас, оставшихся, граждан государства Израиль и всех представителей еврейского народа в других странах, продолжать идти вперед. Обязывает всех нас принять смелое решение — не оглядываться назад и не смотреть в пропасть. Обязывает нас заняться вопросами сегодняшней жизни, думать о настоящем и будущем, а не о страшном прошлом.
В этом среди прочего заключается и смысл существования государства Израиль, суть сионистской идеологии. Речь — о восстановлении и оздоровлении еврейской национальной психологии. Вместо того, чтобы пестовать в себе чувства преследуемых, опасающихся, стремящихся убежать от опасности людей, отцы-основатели создали независимое государство, которое способно отстоять свою свободу, которое символизирует новый выбор еврейского народа. Этот выбор — жизнь, а не смерть.
Эти тревоги, эта неуверенность напрямую связаны с трагической историей еврейского народа, который убивали и преследовали на протяжении тысячелетий, легитимность существования которого ставилась его врагами под сомнение.
Но именно здесь и возникает вопрос: приносит ли нам пользу педалирование темы трагического прошлого еврейского народа (за исключением стандартных государственных церемоний, посвященных страшным событиям в Европе)? Или, напротив, это лишь усиливает наши тревоги и страхи? У меня есть однозначный ответ на этот вопрос: интенсивное изучение темы Холокоста в школе, в рамках подготовки к экзаменам на аттестат зрелости, лишь укрепляет комплекс преследуемого и не способствует формированию здорового и сильного национального менталитета.