Если говорить правду, то мало кто несет столь же большую ответственность за уничтожение сирийского мультикультурного общества, как правительство президента Олланда, заявил в интервью Prvnizpravy.cz политолог Оскар Крейчи.
Prvnizpravy.cz: Министр иностранных дел Италии Паоло Джентилони назвал турецкое нападение на российский бомбардировщик и последовавшие за этим события «политической фантасмагорией». Как бы вы кратко могли охарактеризовать это событие, какими словами?
Оскар Крейчи: Абсурд. Воплотившаяся мечта американских неоконсерваторов.
— Почему вы говорите об абсурде? Большинство комментаторов говорит либо о законной обороне турецкой территории, либо о запланированной акции.
— В этом и состоит трагедия политики: абсурд и планирование не исключают друг друга. Прежде всего, ясно, что россияне подобных действий от турок не ожидали.
— Но Турция предупреждала о нарушении своего воздушного пространства. Важно, было это воздушное пространство нарушено или нет?
— Я думаю, это неважно. Москва воспринимала Анкару как союзника. Возможное нарушение воздушного пространства не носило неприятельского характера. Российский самолет никак не угрожал Турции, даже если и пролетел те самые 17 секунд на ней. Турецкий удар в спину совершенно неадекватен. Подобные вопросы решаются дипломатической нотой или шумихой в СМИ, а не нападением на самолет и убийством военнослужащих. Не хамской отговоркой, мол, «у нас на то есть право». Россию застали врасплох, потому что подобного вероломства никто не ожидал. Но абсурд я вижу и в кое-чем другом.
Российско-турецкие отношения до сих пор носили характер так называемого стратегического партнерства. Турция не присоединилась к западным санкциям против России. Россия является вторым крупнейшим торговым партнером Турции. Анкара и Москва осуществляют проект «Турецкий поток» — поставку газа на юго-восток Европы, которая больше всех страдает от блокирования газопроводов на Украине. Таким образом, Турция заменила Болгарию, политическое руководство которой проявило себя как совершенно несерьезный партнер. Славянская, преимущественно православная Болгария своей крайне русофобской политикой доказывает бессмысленность концепции конфликта цивилизаций. В Турции «Росатом» строит атомную электростанцию, которая должна была остаться в собственности российской компании. У России и Турции есть соглашение о безвизовом режиме…
— В пятницу Россия вышла из этого соглашения.
— Речь идет о соглашении о безвизовом режиме для поездок на срок до 30 дней, который Анкара в одностороннем порядке продлила до 60 дней. Москва выйдет из соглашения к 1 января следующего года. Благодаря безвизовому режиму ежегодно Турцию посещали более трех миллионов российских туристов. И не только это. В сентябре в Москве президент Турции Реджеп Эрдоган принял участие в открытии крупнейшей в Европе мечети, строительство которой софинансировала Турция. И кроме того, в начале военной операции в Сирии была налажена прямая линия между российским и турецким министерствами обороны…
— Но после нападения на российский самолет ее тоже приостановили…
— Это звучит как обвинение. Но в Анкаре говорят, что нападение было совершено по ошибке, что никто не думал, что это российский самолет.
— Россия заранее проинформировала о действиях своих летчиков Соединенные Штаты, которые возглавляют коалицию из 12-ти стран, членом которой является и Турция. Либо эту информацию из Вашингтона Турции не передали, либо ее использовали для того, чтобы спланировать «встречу» российского бомбардировщика с турецким истребителем. Не говоря уже о том, что полет российского бомбардировщика точно отслеживался представителями НАТО в Турции.
— То есть за инцидентом стоят Соединенные Штаты?
— Внешняя политика США давно трудна для понимания. Такие хорошие замыслы, как стремление разрешить израильско-палестинский конфликт после прихода Джона Керри в госдеп, закончились катастрофой. В отношении Сирии именно Вашингтон сеет политическую непримиримость в отношении сирийского президента Башара Асада. Белый дом находится в плену собственной пропаганды, что мешает ему не только маневрировать, но и определять приоритеты. Он не может заявить: «Так называемое Исламское государство — основная угроза, и мы должны сосредоточиться на борьбе с ним. Все остальное — потом».
Примечателен тот факт, что турецкое нападение на российский самолет случилось в момент роста напряженности между Россией и Украиной из-за прекращения поставок электроэнергии в Крым. Как будто кто-то хотел усложнить Кремлю ситуацию сразу на двух фронтах. Примечательна и схожая смена риторики — подкорректированный «оруэлловский» новояз. О боевиках, которые стреляли по спускающимся на парашютах членам российского экипажа, в западных СМИ уже говорят не как об «умеренной оппозиции», а как об «активистах». В случае испорченных опор ЛЭП, по которым передается электроэнергия с Украины в Крым, тоже говорили об «активистах». Попробуйте-ка испортить опоры, соединяющие Англию и Шотландию или Испанию и Каталонию, специально… Интересно, назовут ли вас «активистом»?!
— Но на прошлой неделе президент Франции Франсуа Олланд провел переговоры с главами разных стран как раз о создании широкой коалиции.
— Франсуа Олланд — очень слабый президент. Его внешняя политика — это лишь реакция на события, прежде всего внутренние. В этой политике много инерции, решений, унаследованных от предыдущего президента. Нет собственных четких ценностных рамок и стратегии. Вчера он отменил поставку кораблей типа «Мистраль» России, а сегодня призывает в Москве к широкой коалиции, даже не упомянув, что Франция участвовала и участвует в развязывании войны в Сирии, даже не упомянув, что до терактов в Париже эту широкую коалицию предлагала Москва, даже не упомянув, что действия на территории Сирии должны осуществляться согласно нормам международного права, то есть с согласия правительства в Дамаске. Если говорить правду, то мало кто несет столь же большую ответственность за уничтожение сирийского мультикультурного общества, как правительство президента Олланда.
— Добился ли французский президент в Москве создания широкой коалиции против боевиков ИГИЛ?
— Идея Олланда о создании широкой коалиции погибла во время его визита в США. То есть за три дня до визита в Москву. Кстати, по телеканалу CNBC показали интересный комментарий к пресс-конференции Владимира Путина и Франсуа Олланда после их московских переговоров. В репортаже обратили внимание на язык тела: никакого визуального контакта между президентами, никаких дружественных жестов. Сегодня президент Франции относится к тем западным политикам, которые меньше всего заслуживают доверия.
— Но вернемся к инциденту с российским бомбардировщиком. Если принять тезис о том, что это была не трагическая случайность, а заранее подготовленное преступление, то встает вопрос — зачем?
— Мне по-прежнему все это кажется театром абсурда. Пока наиболее вероятным объяснением кажется то, что это был истеричный ответ на российскую операцию «Возмездие», которую Москва начала после того, как было доказано, что гражданский самолет с 224 пассажирами на борту над Синайским полуостровом уничтожили террористы. Размышления типа «помешать созданию большой коалиции против так называемого Исламского государства» или «в память о трех сотнях лет российско-турецких войн» мне кажутся надуманными и слишком изощренными.
В рамках операции «Возмездие» российские самолеты начали бомбардировать нефтяные станции и конвои, которые обеспечивают боевикам ИГИЛ многомиллионные прибыли. Ясно, что к этому черному и кровавому рынку был причастен кто-то из Турции, и по всей видимости — из высших политических элит. На этот факт смотрели сквозь пальцы, потому что за союзничество все же надо платить: так же терпят тот факт, что после американской оккупации Афганистан превратился в самого крупного поставщика опиума в мире. Как только россияне нанесли удар по нефтяному бизнесу, у кого-то в Анкаре лопнуло терпение. Правящая группа в Турции живет в эйфории от успехов: в экономике все хорошо, одержана победа на выборах, мир делает вид, что не видит турецкого уничтожения курдов, Греция ослаблена, канцлер Германии во время своего визита в октябре пообещала деньги и возобновление переговоров о вхождении в Европейский Союз…
— Тут на минуту остановимся. Вы полагаете, что обещание о скором вступлении Турции в ЕС реально? Ведь это вхождение может заблокировать Кипр, а также, по всей вероятности, Греция.
— В последнее время Ангела Меркель привыкла приравнивать свое собственное мнение к позиции Германии, а позицию Германии — к точке зрения всего Европейского Союза. Ее идея в духе «что хорошо для Германии, будет хорошо и для ЕС» дискредитирует идею Европейского Союза как за его границами, так и, прежде всего, в глазах граждан ЕС. Цепочка ошибок, которые Меркель допустила в последнее время, начиная с игнорирования кризиса евро, псевдорешения кризиса на Кипре и в Греции вплоть до бессмысленной политики на Украине и в отношении России, а также стимулирования миграционного цунами — все это результат неспособности проводить предметный анализ, преследовать реальные интересы ЕС и делать нечто большее, чем просто и жестко отстаивать принцип «Германия превыше всего». Похоже, что пришло время, когда Ангела Меркель должна оставила пост канцлера, если партия CDU еще на что-то способна. Точно так же британские консерваторы отправили на преждевременную пенсию Маргарет Тэтчер. Было бы хорошо, если бы немецкие социал-демократы вышли из коалиции, чтобы могла сформироваться конструктивная оппозиция, иначе протестные голоса объединяться вокруг радикальных непарламентских партий.
— Вы считаете, что следующие выборы принесут успех таким движениям и партиям, как немецкая Пегида и французский Национальный фронт?
— Да. Но нужно добавить, что Марин Ле Пен и лидеры Пегиды — большие демократы по сравнению с большинством так называемых «активистов», которых Запад поддерживает на Украине и в Сирии.
— Как, по-вашему, события будут развиваться дальше?
— Неопределенность сохраняется. И точно так же сохраняется стереотипное мышление Вашингтона и постепенная исламизация Турции. Россия все больше понимает, что не может верить никому. С другой стороны, значительно снижается уровень понимания проблем Турции. Многие начнут все громче напоминать о геноциде армян в 1915-1918 гг., когда были убиты более миллиона армян, то есть христиан. Само слово «геноцид» появилось как раз в описании этих событий. Кстати, действия против армян Анкара, которая до сих пор отрицает геноцид, объясняла тем, что они помогали России. Таким же было изгнание греков из Малой Азии, где они проживали с древних времен, после греко-турецкой войны 1919-1923 гг. Предполагают, что тогда Анатолию покинули 1,5 млн греков и христиан. И не в последнюю очередь стоит упомянуть о той жестокости, которая применяется к курдам: так было и в 60-е, и продолжается сегодня. А ведь курды имеют такое же право на собственное государство, как и турки.
Прага и Братислава должны дать ясно понять, что испытания мира на прочность, которым занимается Анкара, мы абсолютно не приемлем. Что действия авантюристов из Анкары никогда не получат нашей поддержки в Брюсселе. Несомненно, чешским и словацким интересам сегодня больше всего угрожают некоторые непредсказуемые союзники по НАТО.