Ограничения, которые Россия вводит против Турции, грозят обернуться ощутимыми экономическими потерями во многих областях — от сельского хозяйства до туризма. Депутаты Республиканской народной партии (РПН) предрекают стране серьезный политический и экономический коллапс, отмечая, что в случае обострения кризиса с Россией Турция понесет убытки в примерно 20 миллиардов долларов.
Депутаты РНП Мустафа Акайдын (Mustafa Akaydın), Четин Осман Будак (Çetin Osman Budak), Ниязи Нефи Кара (Niyazi Nefi Kara) и Деврим Кёк (Devrim Kök) провели пресс-конференцию в Великом национальном собрании Турции, дав свою оценку тем процессам, которые происходят сегодня между Россией и Турцией. По словам Четина Османа Будака, первой в результате кризиса пострадает Анталья. «За прошедший год секторы туризма и сельского хозяйства Антальи — можно сказать, столицы Турции в этих областях — и так столкнулись с серьезными проблемами из-за кризиса российской экономики. А сегодня налицо крупный политический кризис», — добавил депутат.
В этом году, очевидно, серьезные проблемы поджидают не только Анталью, но и всю Турцию, подчеркнул Будак. «Наши доходы от экспорта в Россию составляют примерно шесть миллиардов долларов, шесть-семь миллиардов мы получаем на российском туристическом рынке. У нас также хорошо развита челночная торговля. Если в 2013 году доходы от этой сферы составляли 8,5 миллиарда долларов, то в 2014 году — сократились до шести миллиардов. Нужно иметь в виду, что в случае углубления кризиса Турция потеряет порядка 20 миллиардов долларов. Это почти 3% ВВП Турции», — сказал Будак.
По выражению Деврима Кёка, в данный момент последствия кризиса пока не ощущаются в полной мере. «В дальнейшем по принципу домино кризис ударит по экспортерам, фермерам, посредникам, дилерам по продаже лекарств и удобрений, производителям семян, молодых растений, покрытия теплиц. Полагаем, что министерства таможни, сельского хозяйства, туризма должны координировать усилия с сектором, им следует вместе оценить проблему и найти пути ее решения. Нужно расширить стимулы для экспортеров и как можно скорее ответить на ожидания сектора».
Российский и немецкий рынки — основные потребители турецкой сельскохозяйственной продукции. Россия особенно важна с точки зрения внешней торговли Турции. Такого мнения придерживается депутат Мустафа Акайдын, который отметил: «У нас было много альтернативных рынков, но из-за нашей ошибочной сирийской политики мы фактически потеряли арабские страны. Сейчас Германия и Россия — важнейшие рынки. Ежегодно Анталью посещают 10-12 миллионов туристов, примерно 25% из них — россияне, они по численности уже почти сравнялись с немцами».
Без демократии не будет туризма
Депутат Ниязи Нефи Кара не обошел вниманием убийство Тахира Эльчи (Tahir Elçi, юриста, выступавшего в защиту прав курдского меньшинства, — прим.пер.) и позицию стран ЕС, согласно которой мигранты должны оставаться в Турции за определенную плату. Он отметил, что в страну, где нет мира, демократии и свобод, не приедут туристы или футбольные команды. Единственное, на что можно рассчитывать в этих условиях, — это «военный туризм», интерес журналистов и информагентств разных стран. Далее Кара продолжил: «С одной стороны, французские самолеты, с другой — российские. И об этом мы рьяно спорим после G20. С одной стороны, убийство Тахира Эльчи, которого мы называли посланником мира, с другой — аресты журналистов Джана Дюндара (Can Dündar) и Эрдема Гюля (Erdem Gül). Ни демократии, ни свободы, ни мира. Здесь не будет ни туризма, ни какой-либо другой жизни». Как отметил Кара, во имя свободы и демократии арестованные журналисты как можно скорее должны оказаться на свободе.
Россия не пропускает грузовики с турецкой продукцией
Глава Исполнительного совета Ассоциации международных перевозчиков (UND) Фатих Шенер (Fatih Şener) сообщил, что из-за напряженности между Турцией и Россией РФ не дает турецким грузовикам разрешение на въезд и транзитный проезд в другие страны. На российской границе стоят около тысячи грузовиков, прибывших из пункта Сарп и Украины, и не менее 250 машин, ожидающих разрешение на транзитный проезд. Каждому грузовику простой обходится в 50-60 тысяч долларов. Речь идет в основном о таких товарах, как текстиль, готовая одежда, оборудование и комплектующие, пищевые продукты. В портах Самсун и Новороссийск находится по 400 контейнеров с продовольственной продукцией, которая может испортиться в любой момент. Как отмечает Шенер, некоторые машины выбирают альтернативный маршрут и едут через Азербайджан, однако на этом пути затраты увеличиваются на 1,5-2 тысячи долларов за один рейс, при этом соответствующие переговоры с Азербайджаном и Туркменией все еще идут. Шенер подчеркивает, что турецкую продукцию не пропускают в страну под теми или иными предлогами после уничтожения российского самолета: «Россия не дает турецким грузовикам разрешение на въезд и транзитный проезд уже четыре дня. Помимо грузовиков, ожидающих на пограничных постах, Россия не пропускает и те, которые въехали на территорию страны, но ждут разгрузки на таможне. Это относится к румынским, болгарским, казахским и молдавским грузовикам, перевозящим товары из Турции». По данным Статистического института Турции (TÜİK), в 2014 году экспорт Турции в Россию составил шесть миллиардов долларов.