Сначала я хотел назвать статью иначе: «Смогут ли санкции России заставить Турцию извиниться?». И ответить на этот вопрос: «едва ли».
Ответ все тот же. Но некоторые события, которые произошли в последние часы, как укрепили это убеждение, так и перенесли все происходящее в другое измерение.
Поэтому теперь полный заголовок статьи звучит так: «НАТО сосредотачивает силы в Средиземном море, чтобы поддержать Турцию против российского присутствия в Сирии».
Но прежде я хотел бы пояснить, почему я считаю, что санкции России не оправдают ее ожиданий получить извинения от Турции.
***
Есть целый ряд причин, позволяющих полагать, что экономические санкции, которые президент России Владимир Путин объявил против Турции из-за Су-24, сбитого 24 ноября турецким F-16 из-за нарушения границы вопреки предупреждениям, не приведут к извинениям со стороны президента Тайипа Эрдогана.
Да, санкции могут нанести Турции ущерб в краткосрочной перспективе. Особенно сильно могут пострадать строительный сектор и город Анталья, сильно завязанный на сектор туризма и экспорт свежих овощей и фруктов. Тем не менее ожидать, что эти трудности заставят Турцию «извиниться за то, что она защищала свои границы» (по выражению премьер-министра Ахмета Давутоглу), нереалистично.
Во-вторых, Путин не смог убедить в своей правоте никого, кроме своих сторонников. Версию о том, что план полетов российской авиации в Сирии был дан США, а они передали его туркам и устроили ловушку российским самолетам, официально опровергли в Вашингтоне. Поскольку многие страны одновременно следили за этой зоной со спутников, никто, конечно, не подтвердил тезис России о том, что, на самом деле, границу нарушила Турция. США объявили, что данные, которыми они располагают, подтверждают трактовку Турции, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) заявил о «полной поддержке» Турции.
В-третьих, обратим внимание на то, что российский самолет был сбит на турецкой границе в ходе операции против групп, которые воюют с Башаром Асадом и не являются членами ИГИЛ (это подтверждают и западные источники). Это доказало правомерность критики, что цель пребывания России в Сирии изначально заключалась не столько в ударах по ИГИЛ, сколько в защите Асада.
В-четвертых, несмотря на то, что за кулисами внутри НАТО звучали такие упреки в адрес Турции, как «лучше бы сопроводили и заставили выйти из воздушного пространства», в конечном счете итогом стала полная солидарность. Дело в том, что НАТО и ее движущая сила США знали, что оставить Турцию наедине с Россией, которая спустя 20 с лишним лет возвращается в регион, — все равно, что на блюдечке с голубой каемочкой поднести России (и ее партнеру Ирану) Ближний Восток и Восточное Средиземноморье.
***
В силу всех этих причин я не верю, что, объявив санкции, Путин получит извинения.
Более того, Эрдоган заговорил в непривычном для нас в последнее время тоне и призвал Путина (который называет извинения в качестве условия переговоров) встретиться, хотя знал, что получит отказ.
Этот шаг был не более чем сигналом западным союзникам, занимающим сторону Турции: «Видите, я делаю все возможное».
***
Но это не все важные события.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что для поддержки Турции в регион дополнительно перебросят воздушные и морские силы. Великобритания, Германия и Дания отправят военные корабли. Также на боевое дежурство встанут испанские ракетные комплексы Patriot.
Столтенберг отметил, что эти меры не связаны с падением российского самолета, но нацелены на сдерживание российского присутствия в регионе и «обеспечение предсказуемости в отношениях с Россией».
***
После крушения Су-24 Россия, в свою очередь, оснастила самолеты ракетами «воздух — воздух», подтянула ракетный крейсер «Москва» к берегам Латакии и заявила о передаче Сирии систем ПВО С-400.
Но до этого, в конце сентября, Россия в дополнение к своей военно-морской базе в Тартусе развернула серьезную военно-воздушную силу на авиабазе Хмеймим.
Как сообщалось в прессе, прежде чем Путин принял решение войти в Сирию, иранский духовный лидер Аятолла Али Хаманеи дважды посылал в Москву командира бригады аль-Кудс по внешним операциям Корпуса стражей исламской революции Касыма Сулеймани (Kasım Süleymani) и передавал, что падение Асада — вопрос времени, призывая Россию помочь.
Сулеймани перенес свой штаб из Багдада в Дамаск. Вместе с ливанской «Хезболлой» Стражи исламской революции выступили в качестве наземной силы, воюющей на стороне Асада в Сирии. К настоящему моменту в боях с антиасадовской оппозицией были убиты, как минимум, три их генерала.
Иными словами, планы по принятию мер против российского присутствия в Сирии возникли в НАТО еще до того, как Турция сбила российский самолет на основании нарушения границы.
***
Затем из Hürriyet пришла еще одна новость (автор — Угур Эрган, Uğur Ergan).
Франция и Германия обратились к Анкаре с просьбой о содействии в вопросе использования базы Инджирлик в войне против ИГИЛ.
Это важный момент. Значит, крушение российского самолета не остановило членов ЕС в составе НАТО от наращивания борьбы с ИГИЛ в Сирии, а, возможно, и ускорило этот процесс.
***
С июля этого года Инджирлик и так был открыт для сил антиигиловской коалиции во главе с США, затем мы открыли и Диярбакыр.
В настоящее время в Инджирлике находятся американские истребители-бомбардировщики типа F-15, F-16, штурмовики типа А-10 и самолеты наземной поддержки.
Хотя пока эта информация официально не подтвердилась, пресса пишет, что Германия может направить в Инджирлик военные самолеты типа Tornado и военный персонал общей численностью 1,2 тысячи человек.
Кроме того, Великобритания объявила, что на прошлой неделе она открыла для Франции свои кипрские базы Акротири и Декелия.
Следует обратить внимание на то, что все это происходит одновременно с оживлением в отношениях Турции и ЕС на почве сирийских беженцев.
***
Конечно, это взаимосвязанные вещи. И, возможно, путем поддержки союзников в Инджирлике и водах Восточного Средиземноморья Турции воздают должное за отправку F-16 для защиты воздушного пространства Эстонии от российской угрозы, а также участие ее подводных лодок и военных кораблей в самых масштабных в истории военно-морских учениях НАТО в Балтийском море.
Напомним, что точка, где был сбит российский самолет, находится в 150 километрах от Инджирлика и 22 километрах от Кипра, то есть достаточно близко.
База Хмеймим, где дислоцированы российские самолеты, расположена на расстоянии 170-180 километров от Инджирлика и Кипра. Тартус — в 150 километрах от Кипра и 225 километрах от Инджирлика.
***
Эта ситуация предполагает определенные последствия и для Турции, и для России, и для США с НАТО.
Что касается Турции, дело не только в совместном планировании западного союза на сирийской территории. Может прийти конец эпохе сотрудничества с некоторыми «экстремистскими» (по выражению Давутоглу) группами в борьбе с Асадом. Этого Россия с амбициями раненого тигра как раз и ждет…
США и НАТО должны понять, что без сотрудничества с Россией невозможно иметь полную свободу действий на сирийской территории.
С точки зрения России и Путина самолетный инцидент — серьезная потеря репутации. Некоторые депутаты в украинском парламенте даже задались вопросом: «А мы почему не сбиваем?» Россия не захочет, чтобы сирийская территория, куда она вошла по настоянию Ирана, превратилась для нее в новый Афганистан. Возможно, в определенный момент она договорится с США и НАТО и вступит в торг по сохранению своих военных баз в Сирии после Асада.
***
Все это подразумевает, что скорейшее налаживание отношений с Россией — не столько потребность для Турции, сколько необходимость.
Россия заявила, что решение о санкциях вступит в силу 1 января. Это показывает, что, на самом деле, она тоже ищет разумный путь выхода из создавшейся ситуации и откладывает ограничения на месяц, оставляя пространство для дипломатических инициатив.
Над этим сроком следует хорошо подумать. Ведь пока у России сохраняется напряженность с Турцией и НАТО, это идет на пользу таким экстремистам, как ИГИЛ и «Аль-Каида», которые как раз и сеют мрак на территории Сирии и Ирака.