Президент Владимир Путин в ходе ежегодного обращения к Федеральному собранию заявил, что тема санкций в отношении Турции еще далеко не исчерпана.
«Если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами, или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются», — приводят слова Путина российские СМИ.
Отношения между Россией и Турцией резко обострились после того как турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24 в районе сирийско-турецкой границы.
Владимир Путин назвал это «ударом в спину». Анкара не признает себя виновной и отвергает все обвинения Москвы. Президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган подчеркнул, что в Турции хотели бы увидеть более позитивный подход обеих сторон к разрешению инцидента.
Президент Барак Обама, выразив сожаление по поводу гибелью российского пилота Су-24, подтвердил приверженность Соединенных Штатов деэскалации конфликта между Россией и Турцией.
Ранее в четверг, по сообщению российских СМИ, заместитель министра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко утверждал, что Россия на данном этапе не собирается расширять список запрещенных турецких продуктов продовольствия.
«Новых продуктов предлагать не будем. Тех, что есть, вполне достаточно сегодня», — цитирует российского чиновника Интерфакс.
Напомним, 1 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выполняя указание президента Владимира Путина, утвердил список сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия турецкого происхождения, подпадающих под санкции. Их ввоз на территорию страны запрещен с января 2016 года. Помимо овощей и фруктов (кроме лимонов) в перечень также вошли мясо птицы, соль и свежие гвоздики.
Вместе с тем Евгений Громыко считает, что сложившаяся ситуация в российско-турецких отношениях невыгодна ни России, ни Турции. А министр экономического развития России Алексей Улюкаев не исключил, что возможны сбои поставок ряда овощей и фруктов.
Председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр финансов России, профессор, доктор экономических наук Андрей Нечаев считает, что любые санкции, в принципе, плохая вещь.
«А санкции (РФ) против Турции вообще напоминают реакцию обиженного ребенка, — добавил он в интервью Русской службе „Голоса Америки“. —Потому что, конечно, это нанесет определенный ущерб турецкой экономике. Но, вне всякого сомнения, это также нанесет ущерб российскому населению. Спрашивается, зачем действовать против интересов своих граждан?»
На взгляд Андрея Нечаева, в первую очередь, санкции скажутся на сфере туризма.
«А это удар именно по среднему классу, который и так испытывает очень серьезные экономические потрясения в последнее время, — полагает он. —Именно он был основным пользователем туристических услуг, предлагаемых Турцией».
Как кажется лидеру партии «Гражданская инициатива», негативные последствия из-за ограничений на экспорт турецких товаров хоть и в меньшей степени, но все равно скажутся на российском рынке — на потребительском выборе, качестве продуктов, инфляции.
«Но самое главное, наверное, другое — то, что мы по очереди поссорились практически со всеми своими ближайшими соседями», — резюмировал он.
Как ему видится, это и неправильно, и небезопасно.
Руководитель сектора изучения Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко согласна, что пострадает, прежде всего, туризм.
«За последние годы Турция превратилась в доступную для россиян со средним достатком курортную страны, — заметила она в комментарии „Голосу Америки“. — Поездки туда для многих стали привычными. В свою очередь, туристическая индустрия Турции в значительной мере развивалась в расчете на поток клиентов из России».
Наталья Ульченко думает, что санкции неизбежно нанесут большой удар по Турции, но и россиян заставят изменить привычным курортным маршрутам в ущерб себе.
По ее наблюдениям, на проблему исчезновения турецких овощей и фруктов с прилавков российских магазинов в стране пока смотрят более оптимистично.
«Многие видят в этом даже какой-то дополнительный стимул для развития наших сельскохозяйственных отраслей промышленности в рамках импортозамещения, — констатирует она. — Но ведь лимоны, апельсины в России в любом случае вырастить невозможно. Как всегда, смена традиционных партнеров и отношений, отказ от наработанных схем пройдет болезненно и неприятно».
Говорить, что мы это переживем легко и беззаботно, наверное, это преувеличение, заключила руководитель сектора изучения Турции Института востоковедения.
Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников иронизирует, что в России сложилась «антимарксистская ситуация, когда сознание определяет бытие».
«У нас не будет дешевых помидоров не потому, что у нас рыночная экономика слабая, а потому что на верху принято ментальное решение не брать ничего турецкого. Соответственно, мы получим дорогие помидоры, и не только одни их», — обобщил он.
По данным Федеральной таможенной службы РФ, наиболее крупные статьи турецкого агроэкспорта в Россию — томаты и цитрусовые. За 10 месяцев этого импорт помидоров из Турции составил 300,5 тыс. тонн, а импорт цитрусовых — 255,2 тыс. тонн.
Цены на продовольствие в России могут незначительно вырасти, если не удастся быстро заместить импорт турецких продуктов, признал замглавы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев. По его оценке, Турция — пятый торговый экономический партнер страны «с очень большим товарооборотом».
Ранее со ссылкой на независимых экспертов СМИ сообщали, что потери турецкой экономики от введенных Россией санкций будут незначительными и могут быть компенсированы финансовой помощью ЕС в обмен на участие Турции в решении проблемы мигрантов.