ВАШИНГТОН — «В наших сердцах мы с жителями Сан-Бернардино — еще одного места в Америке, пострадавшего от немыслимого насилия», — заявил в субботу президент Барак Обама, говоря о нападении семейной пары на отдел социальных служб в Калифорнии.
Проводящее расследование ФБР официально перевело произошедшее в среду массовое убийство в разряд теракта.
«Моя главная задача как президента — обеспечить защиту и безопасность американского народа. Это работа, которая должна объединить всех нас, американцев, чтобы мы смогли сделать все, что в наших силах, чтобы защитить нашу страну», — заявил Обама в своем еженедельном обращении. «Мы — американцы. Мы защитим наши ценности — ценности свободного и открытого общества. Мы сильны. И нас не сломить. Мы не позволим себя терроризировать».
Как сообщил в пятницу заместитель начальника лос-анджелесского отделения ФБР Дэвид Боудич, установлен целый ряд фактов, свидетельствующих о том, что это был теракт. Об этом, в частности, свидетельствует то, что это нападение было тщательно спланированным.
Боудич также сообщил, что видел сообщение в Facebook, в котором участница нападения гражданка Пакистана Ташфин Малик присягнула на верность «Исламскому государству». По всей видимости, это сообщение было опубликовано как раз тогда, когда началась стрельба, однако Боудич сказал, что не может сообщить более подробную информацию.
В субботу в своей радиотрансляции «Исламское государство» объявило о том, что эти двое были «сторонниками» этой террористической группировки. «Мы молим Бога, чтобы он принял их как мучеников», сообщило радио «аль-Байян», хотя неясно, считает ли ИГИЛ супругов членами группировки.
Как заявил директор ФБР Джеймс Коми, ничто не свидетельствует о том, что эта супружеская пара была частью террористической ячейки или сети. Он также сообщил, что значительная часть фактов и улик «не имеет особого смысла».
Заявления о лояльности лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади публиковались в социальных сетях другими террористами, совершавшими массовые убийства. Некоторые сторонники «Исламского государства» опубликовали сообщения в арабских социальных сетях, радуясь по поводу этого теракта и поздравляя убийц. Некоторые из них обещали совершить новые теракты на территории Соединенных Штатов.
Двое адвокатов, представляющих интересы семьи убитого террориста, критикуют средства массовой информации, заявляя, что они поспешили с выводом о том, что это было терактом, только лишь потому, что подозреваемые были мусульманами.
Адвокаты Дэвид Чесли и Мохаммед Абуэршаид сообщили, что их клиенты беседовали с агентами ФБР на протяжении четырех часов, и семья глубоко шокирована, поскольку эта семейная пара ни разу не была замечена в экстремистском или агрессивном поведении и никогда не упоминала «Исламское государство».
Чесли сказал, что у ФБР нет явных неопровержимых доказательств того, что это было терактом, и что агенты «раздосадованы» тем, что все, что им удалось найти, — это профили в Facebook, открытые под двумя разными именами.
Как сообщил Боудич, в настоящий момент не установлено, был ли в этом замешан кто-то еще в США или за рубежом. Он также не исключает вероятности того, что мог планироваться еще один теракт, но ясно дал понять жаждущим информации журналистам, что расследование будет очень долгим и сложным.
В пятницу хозяин квартиры, которую арендовали супруги, показал журналистам помещение. Репортеры полазили по шкафам и просмотрели документы.
В среду Малик и ее муж, Сайед Ризван Фарук убили 14 и ранили 21 человека во время праздничного мероприятия в государственном учреждении в Сан-Бернардино, в котором работал Фарук. Сан-Бернардино находится примерно в часе езды к востоку от Лос-Анджелеса.
Очевидцы рассказывают, что Фарук присутствовал на этой вечеринке, но в какой-то момент ушел, а потом вернулся уже со своей женой. Они рассказывают, что оба были хорошо вооружены винтовками и пистолетами и одеты в форму, похожую на военную. Они оставили в помещении так и не взорвавшееся самодельное взрывное устройство и уехали в черном внедорожнике.
Полицейские заметили этот внедорожник в одном из жилых районов неподалеку от места преступления, и остановили его. Началась перестрелка, во время которой полицейские застрелили террористов, изрешетив внедорожник сотнями пуль. Двое полицейских получили легкие ранения.
Позднее полиция обнаружила в доме семейной пары 12 самодельных взрывных устройств, материалы для их изготовления и тысячи патронов.
Друзья, родственники и сослуживцы Фарука говорят, что понятия не имеют, что заставило эту супружескую пару совершить это массовое убийство. Ни у Фарука, ни у его жены не было судимостей. До этого они никогда не попадали в поле зрения спецслужб.
Родившийся в Чикаго Фарук работал санинспектором в Сан-Бернардино. Друзья говорят, что он был набожным мусульманином, но вежливым, придерживавшимся либеральных взглядов и всеми любимым человеком.
С родившейся в Пакистане Малик он познакомился через сайт знакомств. Они встретились в Саудовской Аравии и поженились. Малик приехала в США по семейной визе. У пары шестимесячная дочь. Некоторые друзья Фарука говорят, что он вернулся из Саудовской Аравии совершенно другим человеком.
Это массовое убийство потрясло американских мусульман, чьи лидеры поспешили заявить, что убиты горем и шокированы, как и все остальные.
То, что произошло в среду, стало самым страшным массовым убийством с 2012 года, когда психически ненормальный человек убил 26 детей и учителей в начальной школе в штате Коннектикут. В этом году это 353-й по счету случай, когда в результате стрельбы были убиты или ранены не менее четырех человек. Это лишь подлило масла в огонь споров вокруг ужесточения контроля над оружием.
Оружие, из которого стреляли убийцы, было приобретено легально. Президент Обама заявил, что в Соединенных Штатах слишком просто купить оружие. Он сказал, что то, что произошло в среду, должно заставить законодателей в Вашингтоне «предпринять элементарные действия, с тем чтобы оружие было купить труднее, но не невозможно».
В пятницу президент встретился с бывшей конгрессуман Гэбби Гиффордс и ее мужем Марком Келли и поговорил с ними о том, что нужно сделать для того, чтобы обуздать насилие с применением огнестрельного оружия. В 2011 году Гиффордс получила тяжелейшее ранение, встречаясь с избирателями в своем округе в Тусоне (штат Аризона), когда вооруженный человек начал стрелять по собравшимся.