Российский буксир «Меркурий» и некое учебное судно 17 ноября получили убежище в территориальных водах Латвии. По информации посольства России в Латвии, оба судна не входят в состав Военно-морского флота РФ.
В связи с «пребыванием в гостях» в латвийских территориальных водах российских кораблей известный поэт Викс (Виктор Калниньш) обратился в редакцию LA с вопросами к должностным лицам Латвии.
В тени праздничного салюта
За день до празднования 97-й годовщины провозглашения Латвийского государства, 17 ноября, программа Латвийского ТВ Panorāma в титровом формате проинформировала зрителей о том, что в Латвии предоставлено убежище двум российским военным кораблям, причина — плохие погодные условия. Но в то время в Балтийском море не было осенних штормов. Нет также сведений о том, что из-за сложной метеорологической ситуации с просьбой о помощи обращались какие-либо торговые суда, которые намного чувствительнее к непогоде. Не сообщалось ни о типе российских кораблей, ни о месте, где им отведено убежище. Завеса секретности (получается, что Латвия бережно хранит военные секреты недружественного нам государства) немного была приподнята 19 ноября, когда в титрах той же Panorāma было сказано, что два российских корабля — это буксир и учебное судно. В свою очередь, начальник Ройского порта прокомментировал сучившееся так: в трудный момент нужно помогать даже противнику.
22 ноября телевидение известило, что российские корабли покинули территориальные воды Латвии.
Викс считает, что общество имеет право получить ответы на следующие вопросы.
Ведется ли подготовка наших военно-морских сил к нетрадиционным видам войны с учетом излюбленной в данное время Россией тактики гибридной войны?
Чем занимались экипажи обоих российских кораблей во время нахождения на нашей территории, и каким было количество моряков?
Почему по телевидению не были показаны изображения судов?
В каком порту и у какой пристани им было указано место?
Какая из административных структур Латвии возьмет на себя ответственность за унизительную для Латвии ситуацию?
Как комментируют это событие ответственные представители НАТО?
Н, наконец, риторический вопрос ко всему обществу: не готовятся ли Латвия как пятая колонна в структуре НАТО?
Министерство обороны: предоставление убежища было обоснованным
Министерство обороны Латвии поясняет, что предоставление российским кораблям убежища в латвийских территориальных водах с 16 по 22 ноября было обосновано большими волнами и международными законами мореходства. Одно судно— гражданский буксир, который тянул на канате судно без экипажа. Название судов министерство не раскрывает. «Убежище судам было дано на основании оценки всех обстоятельств после того, как Центр координации поисково-спасательных работ Береговой охраны получил соответствующую просьбу от российских судов»,— пояснила руководитель пресс-центра Министерства обороны Анете Гнезе. На момент запроса убежища наблюдались суровые погодные условия, которые представляют опасность для буксируемых при помощи каната судов. Российские плавающие средства находились в водах Рижского залива недалеко от Колкского рога напротив Мелнсилса и провели там шесть полных суток и пять часов.
Эксперт: это не создавало угрозу для безопасности государства
Бывший президент Латвии Валдис Затлерс в беседе с телеканалом TV3 выразил мнение, что случившееся не следует рассматривать, как простую просьбу о помощи. Это нужно расценивать как политический сигнал, полагает экс-президент. «Им ведь известен точный метеорологический прогноз. Это было что-то вроде теста и одновременно жест: мол, видите, мы вам доверяем»,— сказал Затлерс.
Капитан Национальных вооруженных сил Латвии в отставке Мартиньш Вердиньш считает, что у российских судов, по всей вероятности, действительно возникли проблемы. «Тогда на самом деле был шторм. Сложно предположить, что просьба об убежище была какой-то провокацией, потому что для ее реализации необходимо очень четкое согласование»,— отметил Вердиньш. По его словам, это событие вызвало раздражение в обществе, потому что военное ведомство сообщало мало информации. СМИ зацепились за слова «российские» и «военные корабли», а позже оказалось, что убежище было предоставлено буксиру и «чему-то еще». «Если в следующий раз убежище попросят, к примеру, два российских крейсера, то это будет уже совсем другой вопрос»,— добавил эксперт.