Умение играть в шахматы — обязательная часть культуры российских политиков. И не удивительно, ведь мало какая другая игра может так хорошо научить мыслить стратегически и контролировать себя.
Я понял это, когда читал послание российского президента Владимира Путина, произнесенное в четверг в Георгиевском зале Кремля. Примерно треть выступления была адресована как российской, так и зарубежной общественности, и именно эта часть вызвала у меня ассоциации, связанные с шахматными партиями, которые разыгрывают сразу с несколькими противниками на нескольких досках. Это называется сеансом одновременной игры. Об этом комментарий Ярослава Башты для Prvnizpravy.cz.
Участвовать в таком сеансе может только очень хороший шахматист, а победить он может только в том случае, если с самого начала возьмет инициативу в свои руки и навяжет противнику свой стиль игры. В случае нынешнего руководства Российской Федерации стоит признать, что с этой задачей оно справляется превосходно. Ему очень помогают те ошибки, которые допускают игроки с противоположной стороны.
Вне зависимости от того, где разворачиваются события — на Украине или на Ближнем Востоке — характер их действий почти одинаков: беспомощность и пассивность в поисках ответов на российские шаги сопровождаются необдуманными радикальными реакциями с использованием элементов терроризма. За последние несколько недель мы видели это в Крыму, который столкнулся с подрывом опор ЛЭП и последовавшей блокадой, устроенной радикалами Правого сектора и организацией крымских татар на Украине. Лишение доступа к украинскому электричеству в итоге сделало полуостров еще более российским, чем он был до того. И в материальном, и в духовном отношении.
Атака на российский военный самолет и варварское убийство пилота относятся к той же категории. Турецкому президенту не удалось (и не удастся) втянуть Россию в конфликт со странами НАТО (то есть и с нами тоже), поэтому с последствиями своего необдуманного поступка ему придется справляться самому. Пока что Эрдоган постепенно утрачивает остатки своей доброй репутации. Я не сомневаюсь в том, что российская разведка уже давно собрала убедительные доказательства торговых и политических связей Турции (в частности ближайших родственников президента Эрдогана) с так называемым Исламским государством. Теперь (несомненно, с сожалением, так как их использование без обнародования принесло бы больше пользы) российские спецслужбы их постепенно оглашают и будут ждать реакции на них внутри Турции. Даже на востоке никому не удастся долго продержаться, потеряв лицо.
В Сирии ситуация на поле боя явно развивается более позитивно, чем нам сообщают. Иначе я не могу объяснить одну накладку в речи Владимира Путина, которую впоследствии исправил его пресс-секретарь, — заявление о том, что сирийская армия находится под российским командованием (заявить об успехе нужно вовремя). Фразы о Сирии я считаю самой сильной частью выступления.
Российский президент охарактеризовал нынешнее состояние фронта как зону хаоса и угроз всему цивилизованному миру, а противников Башара Асада он назвал религиозными мракобесами. Путин также заявил, что международный терроризм и так называемое Исламское государство нельзя победить силами одной страны, учитывая то, что у этой организации имеются постоянные источники доходов, и она использует себе во благо новое переселение народов. Путин порекомендовал совместную операцию с мандатом ООН. В этой связи меня привлекли очень жесткие угрозы в адрес турецкого президента.
Однако бояться стоит тем странам и политикам, о которых напрямую не упоминалось. Их не защищает членство в НАТО, они давно поддерживают внутренний российский терроризм, они богаты и слабы. В нынешней ситуации, например, для Катара, все это буквально гибельная комбинация. А логика войны неумолима…