Вашингтон. — На Капитолийском холме с новой силой разгорелись споры по вопросу о принятии в США беженцев из Сирии. На двух пресс-конференциях были высказаны прямо противоположные соображения относительно того, как обеспечить безопасность страны, при этом не ставя под вопрос американские ценности.
Один из потенциальных кандидатов в президенты сенатор-республиканец Тед Круз обнародовал законодательные предложения о введении моратория на принятие беженцев из Сирии, а также другие предложения, в частности, о том, чтобы штаты могли самостоятельно решать, принимать ли им беженцев из стран, часть территории которых контролируется «Исламским государством», и чтобы можно было лишать американского гражданства любого американца, отправляющегося за рубеж, чтобы вступить в ряды ИГИЛ.
«У нас главнокомандующий, который не желает признавать существование противника, не говоря уже о том, чтобы противостоять ему, чтобы победить противника, — сказал Круз. — Если президент Обама не способен руководить и вести за собой, тогда республиканцы и демократы в Конгрессе обязаны взять на себя эту роль».
Менее чем в 100 метрах от того места, где свою пресс-конференцию проводил Тед Круз, сенаторы-демократы собрались вместе с лидерами христианских, еврейских и мусульманских организаций на свое пресс-мероприятие.
«Это поражает — слышать, как некоторые призывают к тому, чтобы “захлопнуть двери, закрыть наши границы”, — заявил главный демократ в составе сенатского Юридического комитета Патрик Лихи. — Если мы отреагируем на ситуацию, закрыв наши границы, мы сыграем на руку нашим врагам».
Сенатор Тим Кейн осудил принятый Палатой представителей законопроект, предусматривающий отказ от приема сирийских беженцев, — Закон о мерах безопасности для защиты Америки от внешних врагов. Стоя на фоне трогательных фотографий беженцев, в том числе утонувшего сирийского малыша, прибитого волной к турецкому берегу в начале этого года, Кейн говорил, не скрывая своего возмущения.
«Внешние враги? Внешние враги? Вот это вот — внешние враги? Эти беженцы, эти жертвы? Эти беженцы нам не враги. Они спасаются от нашего врага. Мы заклеймили врагами тех, кто нуждается в нашем сострадании», — заявил Кейн.
Сенатор Круз считает, что те, кто выступает за то, чтобы в страну пускали беженцев из Сирии, не считаются с вполне обоснованными опасениями, которые стали еще более легитимными после терактов в Париже и Калифорнии.
«Руководитель ФБР заявил, выступая в Конгрессе, что администрация не может проверить всех этих беженцев, чтобы определить, являются ли они террористами ИГИЛ, являются ли они джихадистами. В Соединенные Штаты уже пустили более 2300 сирийцев. А на следующий год президент намеревается пустить сюда еще 10 тысяч. Совершенно необъяснимо».
Круза поддержал Грегг Эбботт, губернатор Техаса — штата, который представляет Круз. Он одобрил предложенный Крузом законопроект.
«Трудно оценить все, что угрожает безопасности Америки. Даже президент Соединенных Штатов не имеет представления о возможностях ИГИЛ. Именно поэтому Техас и другие штаты прилагают еще больше усилий к обеспечению безопасности наших граждан», — заявил Эбботт.
«Америка — отзывчивая и милосердная страна. Но мы не можем допустить, чтобы кто-то воспользовался нашей добротой, поставив под угрозу безопасность всех нас», — добавил Эбботт.
Президент Обама пообещал наложить вето на любой законопроект, предусматривающий прекращение приема беженцев из Сирии или Ирака. Хотя предложение Палаты представителей было одобрено обеими партиями, пока непонятно, собирается ли Сенат начать обсуждение этого или аналогичного ему законопроекта.
Во время пресс-конференции демократов лидеры религиозных общин заявили, что особое отношение к сирийцам или к мусульманам — ошибка.
Представитель Католической церкви, вашингтонский кардинал Теодор Маккэррик заявил, что в зависимости от того, какое решение примет Конгресс, «репутация нашей страны будет либо очищена, либо окажется окончательно запятнанной».
«Это важный момент в истории нашей страны, — заявил Маккэррик. — В такие времена мы должны сделать все для того, чтобы страх не затуманил здравый смысл и наш рассудок, и не допустить, чтобы были принесены в жертву наши ценности — ценности нашей нации».
Имам Национальной мечети Талиб Шахиф сказал, что если и существует испытание, то это испытание не для беженцев, а для Америки.