По официальным данным, в этом году в Европейский союз нелегально проникло 900 000 мигрантов. Немцы полагают, что в реальности эта цифра достигла 1,5 миллиона. И никто больше не сомневается в том, что миграция идет рука об руку с терроризмом. Наряду с политикой гостеприимства по отношению к мигрантам Европа попытается ответить на связанные с их наплывом риски новой глобальной стратегией в вопросах внешней и внутренней безопасности.
В лодки с беженцами садятся и бегущие от войны люди, и искатели лучшего заработка, и боевики «Исламского государства». В связи с этим ЕС намерен выработать новый подход к вопросам безопасности. Необходимые документы одновременно готовятся в Европейской комиссии и Европейском парламенте, где ответственным докладчиком по проекту решения является евродепутат от Латвии Сандра Калниете.
Преимущество за дипломатией
В повестке дня в скором времени окажется ряд вопросов, по поводу которых политикам и государствам придется ломать копья. Во-первых, ценности ЕС — демократия, свобода слова, соблюдение прав человека — в Европейской стратегии по безопасности уже не будут главным критерием в отношениях с окружающими странами. Определяющим фактором станут общие интересы, а не то, почему то или иное государство сажает за решетку журналистов и не считает женщин за людей. Об общей войне в Сирии ЕС может договориться, в том числе с Россией и Саудовской Аравией. Правда, Калниете поясняет, что это не отказ от ценностей, а прагматизм дипломатии. Но ясно, что с возражениями выступят популисты и левого, и правого флангов.
В проекте новой Европейской стратегии по безопасности одним из приоритетов названа защита государств, обществ и ценностей ЕС. Мир необходимо обеспечить как в Европе, так и на окружающем ее пространстве. Для этого предлагается развивать европейские вооруженные силы наряду с Североатлантическим альянсом. Ранее Латвия против такой идеи категорически возражала. Опасения латвийского министерства обороны можно понять. Наша армия так мала, что с трудом обеспечивает выполнение обязательств по уже реализуемым международным миссиям. Небольшая иллюстрация: после терактов в Париже Франция, словно в насмешку, спросила может ли Латвия обеспечить дозаправку боевых истребителей в воздухе. Латвия посмеялась в ответ — направила в Мали несколько офицеров для работы в штабе.
Кто решит, что мальчики должны умирать?
Ситуация в Европе в сфере безопасности быстро меняется, и, как признала европарламентарий Калниете, романтическое предположение о том, что окружающие Европу государства сами будут стремиться к модели демократии ЕС, опровергнуты. США сейчас больше интересуются Азиатским регионом, чем Европой. Это означает, что страны ЕС должны защищать себя сами. Но возражения могут поступить и от сильных стран-участниц блока. Некое должностное лицо в Брюсселе неофициально пояснило, что этот вопрос может оказаться довольно чувствительным, потому что он затрагивает суверенитет государств: кто в ЕС примет решение о том, что наши мальчики должны ехать куда-то умирать?
Причислены к темным силам
Как свидетельствуют подсчеты агентства ООН по беженцам, за последние годы в мире вспыхнуло 50 новых конфликтов, в результате которых 600 миллионов человек были вынуждены покинуть свои места жительства и скитаться. Представитель европейского бюро упомянутого агентства Софи Магенис на семинаре для СМИ подчеркнула, что с этим кризисом можно справиться только в том случае, если государства смогут реагировать на него солидарно. Впрочем, мнения государств, скорее, расходятся, и это заставляет нервничать лидеров европейских институтов. Президент Европейского парламента Мартин Шульц уже чуть ли ни хоронит ЕС. На семинаре он много говорил о темных силах, ведущих борьбу против ЕС. Рассердился на журналиста из Словении, которая всего лишь констатировала, что усилия Европы по интеграции исповедующих чужие религии людей провалились. Шульц заявил, что механизм квот по приему беженцев может работать только в том случае, если в нем будет участвовать каждая страна-член ЕС. Из этого можно понять, что Латвия относится к разоблаченным главой Европарламента темным силам, потому что наша страна согласилась только на разовое распределение мигрантов.