Заместитель председателя партии ПАРНАС Илья Яшин предложил главе Чечни Рамзану Кадырову встретиться в Грозном, чтобы обсудить в частности расследование убийства Бориса Немцова. Илья Яшин в открытом письме, которое он в понедельник, 14 декабря, опубликовал на своей странице в фейсбуке, заявил что у него есть ряд вопросов, которые «не понравятся» Кадырову. В интервью RFI политик рассказал, почему он рассчитывает, что встреча состоится, и чего ждет от разговора с главой Чечни.
RFI: Вы предложили Рамзану Кадырову встретиться и поговорить «как мужчина с мужчиной». Как вы оцениваете шансы того, что эта встреча состоится?
Илья Яшин: Я рассчитываю на то, что эта встреча состоится. Потому что Кадыров создает себе имидж и репутацию человека, который не боится неудобных вопросов, прямого неудобного разговора. Насколько я могу судить, для него эта репутация важна. У него есть шанс эту репутацию подтвердить либо подмочить. Надеюсь, он сделает тот выбор, который мужчина должен сделать в такой ситуации.
Тем более, что в октябре он предлагал встретиться в Грозном Жанне Немцовой. Он пригласил ее в Грозный после того, как Жанна через своих адвокатов направила ходатайство в Следственный комитет с требованием допросить Кадырова в качестве свидетеля по делу об убийстве Немцова.
Но Жанна сейчас находится за границей. Как я понимаю, в ближайшее время она не планирует возвращаться в Россию. Но я здесь, в России. Я готов приехать в Грозный, задать ему все вопросы, которые нас интересуют. У меня нет камня за пазухой, нет двойного дна в этой истории.
Есть те вопросы, которые волнуют нас и значительную часть российского общества. Причем они касаются не только убийства Бориса Немцова, но и других проблем, связанных с Чечней. Я об этом пишу доклад. Эту встречу я рассматриваю как один из этапов подготовки этого экспертного доклада в немцовском жанре. Если Кадыров согласится, его ответы на мои вопросы сделаю доклад более объективным.
— Какие главные вопросы вы хотели бы задать Рамзану Кадырову?
— Я не готов формулировать вопросы. Надеюсь, что у меня будет возможность задать их непосредственно Кадырову. Но тема на поверхности. Она связана с многочисленными политическими убийствами, в которых фигурировала фамилия Кадырова. Многие оппоненты Кадырова таинственным образом погибали. Зачастую те люди, которых арестовывали по обвинению в организации, исполнении этих преступлений, были самым прямым образом связаны с Рамзаном Кадыровым.
Это темы, связанные с коррупцией в Чеченкой республике. Ежегодно миллиарды рублей выделяются в Чечню. Как они расходуются — очень большой вопрос. Много вопросов связано в фондом Рамзана Кадырова, который, как мне кажется, он воспринимает как свой личный кошелек. Много вопросов связано с криминальными людьми в его окружении. Много вопросов о частной армии, которую он создает на протяжении последних лет. Зачем нужна руководителю одного из регионов частная армия? С кем он собирается воевать?
Я уверен, что ни один из моих вопросов ему не понравится. Это очень неудобные, очень неприятные для него вопросы. Но эти вопросы ему никто не задает. А я хочу это сделать.
— Если эта встреча состоится, чего вы от нее ждете? Какого-то поворота в расследовании убийства Бориса Немцова? Ведь пока следствие не нашло причин допросить Рамзана Кадырова.
— У следствия в избытке причин допросить Рамзана Кадырова. Почему оно этого не делает, надо спросить у (главы Следственного комитета Александра) Бастрыкина и у других следователей, которые занимаются этим делом.
Кадыров не был допрошен ни по одному из уголовных дел, когда погибали его политические оппоненты или люди, которых он называл своими личными врагами. В целом следствие в отношении Кадырова ведет себя крайне робко.
Поэтому я не жду никакого поворота. Я прекрасно понимаю, что я не могу заменить собой следственные органы. Однако я жду прямого честного разговора, который, возможно расставит точки над i и даст понимание обществу, что произошло в Чечне, на Северном Кавказе за последние годы, какой режим там сформирован и насколько он опасен для национальной безопасности России.
— Вам приходилось раньше общаться с Рамзаном Кадыровым?
— Нет, мы не знакомы.
— Почему именно сейчас вы выступили с таким предложением?
— Я выступил с таким предложением, потому что я работаю над докладом, посвященном политическому режиму в Чечне, который, как мне кажется, угрожает национальной безопасности России. Я над этим докладом работаю уже год и надеюсь презентовать его в феврале будущего года, к годовщине убийства Бориса Немцова. Чтобы этот доклад был более объективным, я хочу задать непосредственно Рамзану Кадырову вопросы, которые там поднимаются. Он является основным объектом исследования в этом докладе.