Честный москвич скажет, что в столице России невозможно купить хорошие пельмени и качественную русскую водку. Спросите: почему же? Получите ответ: производителям нет необходимости стараться, все равно все уплетут. Суровое, вгоняющее в дрожь признание, которое раскрывает картину существующего в России хозяйственного уклада и заставляет задуматься о том, при каких условиях он образовался. Вроде бы рыночная экономика, но совсем другая, при которой таким мелочам, как вкус покупателя, внимание не уделяется. Пренебрежительное отношение к индивиду унаследовано от Советского Союза, а теперь к этому добавляются все большие ограничения прав.
На словах акцентируется патриотизм и единство русского народа, а в реальности наблюдается хладнокровный отказ от своих граждан, если их действия не согласовываются с единственно правильной продиктованной государством точкой зрения. Становящиеся все более тяжелыми условия жизни российских подданных и их бесправие в сочетании с массированной пропагандой на главном СМИ — телевидении –дало результат: удалось создать синдром окруженной крепости. Целенаправленно формируется представление, которое уже охватило большинство жителей России, — вокруг одни враги. О грузинах и балтийцах сейчас не говорят, намного актуальнее сейчас фашистские украинцы, коварные турки и, разумеется, американцы. Своим главным противником Москва считает извращенную западную демократию, и борьба против нее должна вестись под поднятым русскими знаменем моральной чистоты. Из истории известно, что битва за защиту «нравственности» бывает довольно беспощадной.
Однако не следует драматизировать ситуацию. Просто вещи нужно называть своими именами и разъяснять, чтобы, наконец, избавиться от таких разглагольствований, как «это же политика, «не все русские такие», «от этих украинцев тоже можно ожидать чего угодно», «кто прав — это борьба между русскими и янки».
Нередко звучат призывы не провоцировать Россию, воздерживаться от враждебной риторики и создания образа врага. Правильные слова, и именно в таком духе на протяжении более двадцати лет относились к России руководители и Латвии, и ЕС, и НАТО. Разве можно упрекнуть Запад в жестком и необдуманном ответе на агрессию на Украине? Скорее, наоборот, последовала чересчур вежливая реакция — если было бы иначе некоторые политики и предприниматели не говорили бы об отмене санкций. В ЕС недостаточно оценены масштабы жертв и страданий украинцев, в противном случае не возникло бы вопросов о выборе направлений гастролей артистов.
В заключение — снова о продовольствии. Для того чтобы в Москве снова были доступны хорошие пельмени и водка, завоеваний в Крыму и Донбассе недостаточно. Эти товары все равно нужно производить самим.