Профессор Моше Маоз, специалист по изучению ислама и Ближнего Востока, в эфире радиостанции Arutz-7 прокомментировал ликвидацию Самира Кунтара, предположительно, совершенную Израилем, и ее возможные последствия для региона.
Моше Маоз говорил о «Хезболле», правительстве Ливана, правительстве Сирии, России и Иране, как о силах, которые оказываются в одной связке с Израилем в результате подобного происшествия.
Профессор считает, что ликвидацию Кунтара не мог совершить никто, кроме Израиля, и это дополнительно усилит негативное отношение «Хезболлы». Группировка наверняка постарается отомстить, как было после уничтожения Имада Мугнии.
Вместе с тем, «Хезболле» приходится нелегко, так как жажда мести накладывается на слабость организации, пострадавшей в результате участия в гражданской войне в Сирии. При этом профессор Маоз считает, что «Хезболла» все-таки будет искать возможность отомстить Израилю.
По поводу Ливана Моше Маоз сказал, что перед этой страной стоит непростая дилемма: «Правительство Ливана не хочет конфликтовать с Израилем, так как знает, что результат будет плачевным, но “Хезболла” требует проведения агрессивной политики. Я думаю, что Ливан, как правительство и государство, не хотят вмешиваться, но у него нет особого выбора, так как они не могут контролировать “Хезболлу” и ограничить ее свободу действий. “Хезболла” сильнее ливанской армии, к тому же, в армии служит много шиитов».
Когда речь заходит о Сирии, на территории которой была осуществлена ликвидация, ситуация еще сложнее. Профессор Маоз отметил, что в последнее время значительно усилились позиции президента Башара Асада, опирающегося на мощную поддержку Росси. В связи с этим он указал на отсутствие российской реакции на уничтожение Самира Кунтара: «Ведь у России в Сирии сильная авиация и радары, они сразу замечают все, что идет из Израиля». Вероятно, одна из причин — это координация действий между Россией и Израилем.
Маоз добавил также: «Я утверждаю, что основная региональная угроза для Израиля исходит от шиитской оси, включающей Иран, который может создать ядерное оружие, и сочувствующий шиитам Дамаск. Нам следует разрушить этот союз с помощью суннитских держав: Иордании, Турции и Саудовской Аравии, но мы этого не делаем». Маоз считает, что правительство Израиляне выработало внятной стратегии в отношении Сирии, «кроме ставки на “знакомого дьявола” Асада, который борется с радикальным исламом».
По мнению Маоза, нынешние события на Ближнем Востоке ведут к распаду Сирии и появления на ее месте Малой Сирии, опирающейся на Россию и Иран, и рано или поздно Израилю придется иметь дело с этой Малой Сирией и ее российско-иранскими покровителями.
Отвечая на вопрос о том, не доказывает ли ликвидация Кунтара то, что Израиль руководствуется своими интересами, а не российскими, профессор Маоз сказал, что, возможно, так и есть, и уничтожение Кунтара призвано показать, что израильское правительство поступает и будет действовать в своих интересак, как и раньше, когда уничтожались колонны с оружием для «Хезболлы». Вместе с тем, Маоз выразил обеспокоенность в связи с усилением шиитской оси при поддержке России.
В связи с этим он напомнил, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху сказал после встречи с президентом Владимиром Путиным, что Израиль ничего не имеет против Башара Асада.
Касательно ДАИШ профессор Моше Маоз отметил, что, хотя многие считают эту группировку более опасной, чем Иран, и готовы сотрудничать против нее с иранцами, но сам он с этим не согласен и по-прежнему считает Иран главной угрозой. «Чума на оба дома. Но ДАИШ можно остановить. Что это такое? 40-50 тысяч человек в пустыне без идеологической поддержки, без помощи ведущих исламских духовных авторитетов. Его можно уничтожить, если действовать разумно и сообща. Иран опаснее. У него есть возможность создать ядерное оружие, он поддерживает антиизраильские силы, стремится контролировать Ирак, где 60% населения — это шииты ».