Москва постепенно выходит из международной изоляции, в которую попала в результате украинских событий. Российские дипломаты считают все попытки изолировать такую страну, как Россия, заведомо обреченными на провал.
И правда, странно рассчитывать на решение любой проблемы в мире, одновременно игнорируя постоянного члена Совбеза ООН. Но если изоляция означает отсутствие контактов, то их наличие еще не гарантирует ни одной из сторон достижения заявленных целей. Тем не менее, на своем последнем в уходящем году брифинге, который прошел на прошлой неделе, официальный представитель МИД России Мария Захарова выглядела и говорила как представитель страны, в руках которой находятся ключи к разрешению многих международных проблем.
Бесплодные усилия нелюбви
Расширение санкций США против России в Москве назвали «стрельбой себе в ногу». Именно так охарактеризовал накануне брифинга решение американских властей замглавы российского МИДа Сергей Рябков. «Это получит определенный ответ, не обязательно сразу, не обязательно тот, который, наверное, они ожидают, но будет ответ, — заявил дипломат в интервью российским информагентствам, — И тогда нашим коллегам в Вашингтоне не стоит удивляться, почему так произошло».
Мария Захарова к словам г-на Рябкова добавила, что представления США о сотрудничестве выглядят странно: санкции расширяются буквально спустя неделю после визита в Москву госсекретаря Джона Керри, целью визита которого было согласование позиций Москвы и Вашингтона по Сирии.
Результатом стало одобрение Совбезом ООН соответствующей резолюции. Очередной визит в Россию главы Госдепартамента наглядно показал, что об изоляции России говорить не приходится, однако расширение санкций в связи с отсутствием прогресса в урегулировании украинского кризиса Москву возмутило.
Сергей Рябков сразу же отверг все возможные попытки американцев представить расширение как чисто технический шаг, предпринятый с целью воспрепятствовать попавшим под санкции физическим и юридическим лицам их обойти. Мария Захарова в свою очередь иронично поинтересовалась у американской стороны, чем именно не угодили США Ялтинская киностудия или крымские винодельческие предприятия. «Видимо, это что-то личное», — заключила г-жа Захарова.
Вместе с тем, в России уверены, что США прекрасно отдают себе отчет в том, что сами по себе санкции особого ущерба России не наносят, а потому смысл всех введенных ограничений — послать сигнал Киеву, чтобы тот в ходе переговоров проявлял жесткость в отстаивании собственной позиции. Примером стало недопущение к переговорному процессу Минской контактной группы внесенного в санкционный список уполномоченного ЛНР Владислава Дейнего.
Новым раздражителем для России по Сирии стал доклад Amnesty International
Вместе с тем в урегулировании сирийского кризиса Россия начинает играть все большую роль — по крайней мере, так эту роль видят в Москве. Тот же визит госсекретаря Джона Керри оказался вполне результативным: в одобренной через два дня резолюции Совбеза ООН говорится как о формировании переходного правительства Сирии, так и о том, что как минимум до этого самого формирования Башар Асад останется на своем посту. Акцент в документе сделан на борьбу с «Исламским государством», а политическое урегулирование в стране является необходимым условием для этого. Можно долго спорить, сдала Москва Асада или не сдала, но то, что резолюция явилась результатом компромисса — очевидно.
Новым раздражителем для России стал недавний доклад Amnesty International, в котором российские войска, участвующие в операции в Сирии, обвиняются в неизбирательном применении оружия и гибели мирного населения. На обвинения такого рода в российском МИДе реагируют достаточно резко, предлагая критикам во-первых, предъявить доказательства, а во-вторых, указать соответствующие цели, где мирного населения не было бы, а были бы одни террористы. Аналогичную реакцию доклад «Amnesty International» еще раньше вызвал в российском минобороны. Однако в целом реакция на критику оказалась менее острой, чем можно было бы ожидать. Г-жа Захарова лишь посетовала на то, что столь уважаемая международная организация пользуется неверифицированными данными.
Москва озабочена ситуацией с беженцами в Эстонии
Миграционный кризис, в результате которого в страны ЕС уже прибыл почти миллион беженцев и экономических мигрантов, в России вызывает озабоченность, заверила представительница российского МИДа. При этом Москва, словно в продолжении слов Владимира Путина, сказанных им в ходе выступления на Генассамблее ООН «Вы сами-то понимаете, что натворили?», считает, что нынешний кризис спровоцирован недальновидной политикой самих европейских стран.
При этом Мария Захарова отвергла появившиеся в опубликованной на днях в Wall Street Journal обвинения, согласно которым Россия только и знает что троллить Евросоюз, столкнувшийся с проблемой миграции. Отвечая на вопрос корреспондента ERR, г-жа Захарова заверила, что в Москве с озабоченностью следят за тем, кто именно приезжает в Европу и, в частности, в Эстонию. «Для нас это серьезная проблема, потому что это все находится в непосредственной близости от Российской Федерации», — пояснила она, говоря о предстоящем размещении части беженцев в Эстонии и Латвии.
«Огромное количество наших соотечественников живет в этих странах, огромное количество людей с российским паспортом, либо просто наших туристов, людей, выезжающих по рабочим визам, поэтому эта проблема касается нас напрямую», — подчеркнула представительница российского МИДа. По ее словам, если в отношениях России и ЕС тема мигрантов обсуждается на уровне высокого представителя по внешней политике г-жи Могерини, то в случае с НАТО контактов по линии борьбы с терроризмом на данный момент нет никаких — а ведь среди мигрантов, по словам Марии Захаровой, могут быть и настоящие террористические семьи.
«Мы отслеживаем ситуацию и делаем это не в пустоту, но мы готовы к взаимодействию с каждой конкретной страной и к страновым объединениям по этим вопросам, — заверила г-жа Захарова, — Вопрос только к вашим странам — они не хотят этого делать».
На этой ноте брифинг завершился. Общую же оценку ситуации в мире и роли России на мировой арене вскоре даст министр иностранных дел России Сергей Лавров на своей ежегодной конференции, традиционно проходящей в конце января.