Баку — Саудовская Аравия вступила в 2016 год шагами, ставшими причиной скандала. Так, в стране были казнены 47 человек, обвиняемые в терроризме. Среди них был и шиитский религиозный деятель шейх Нимр ан-Нимр. Официальный Тегеран жестко отреагировал на это событие, пригрозив Саудовской Аравии. После этого произошло нападение граждан на посольство этой страны в Тегеране. Правда, президент Ирана заявил, что это нападение негативно влияет на имидж страны. Но в его искренность Эр-Рияд не поверил и объявил, что прервал все отношения с Ираном. Затем ряд арабских стран также заявили о прекращении дипломатических отношений с Тегераном. Большинство стран мира призвали стороны к порядку. Генсек ООН также выразил свою обеспокоенность. Но напряжение не спадает. В целом регион оказался лицом к лицу с опасной угрозой. В связи с дальнейшим развитием событий даются разные прогнозы.
Борьба с террором: взаимные обвинения
Ближний Восток сделал еще один шаг к мазхабской войне на уровне межгосударственных отношений. Казнь Саудовской Аравией 47 человек как террористов значительно обострила ситуацию в регионе. Среди наказанных Эр-Риядом был и шиитский лидер Нимр ан-Нимр. Официальный Тегеран жестко отреагировал на это. Иран назвал режим в Саудовской Аравии «антиисламским, поддерживающим терроризм».
Из Тегерана даже раздались призывы о свержении власти в Саудовской Аравии. Видимо, воспользовавшись этим, ряд радикальных групп совершили нападения на дипломатические корпуса. Такие события вызвали протесты в различных странах мира. Европейские страны заявили, что и Саудовская Аравия, и Иран совершают необдуманные шаги.
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что ни в коем случае нельзя допускать применения смертной казни. А сложившаяся по поводу шейха Нимра ан-Нимра ситуация вызывает большую обеспокоенность. Официальный представитель Государственного Департамента США Джон Кирби заявил, что казнь усилила «риск возникновения межмазхабской напряженности». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также отметил, что происходящее недопустимо.
На фоне этого ряд арабских стран разрывают дипломатические отношения с Ираном. Судан, Бахрейн и Кувейт уже отозвали своих дипломатов из Тегерана, а Объединенные Арабские Эмираты сократили количество дипломатических представителей в Иране до минимума. Тем временем Эр-Рияд заявляет, что поступил правильно, и этот его шаг против террора должен приветствоваться. Но проблема заключается в том, что государства мира не признают в качестве способа борьбы с терроризмом казнь.
Лига арабских государств приняла решение срочно собраться в связи со сложившейся ситуацией в воскресенье. Этого сделала Саудовская Аравия. По информации, распространенной в СМИ, почти все члены организации защищают Эр-Рияд. Помощник генерального секретаря организации Ахмед бен Хилли сказал, что мероприятие будет проводиться для того, чтобы «осудить вмешательство во внутренние дела арабских стран».
Даже официальный Каир заявил о своей поддержке Саудовской Аравии. Египет считает, что Иран вмешивается во внутренние дела арабских стран. Представитель Министерства Иностранных Дел этой страны Ахмед Абу Зейд заявил, что Египет готов поддержать Эр-Рияд для обеспечения безопасности государств Персидского Залива.
Опасный ход событий: геополитический раскол региона
Как видно, арабские государства, которые «намерены оказать сопротивление вмешательству Ирана во внутренние дела соседних стран», могут создать единый фронт. В таком случае позиции Тегерана в Ираке, Ливане и Сирии могут ослабнуть. Складывается впечатление, что арабские страны словно возводят стену перед лидерскими амбициями Ирана в регионе.
Между Тегераном и Эр-Риядом уже долгое время идет напряженная борьба в этом направлении. Снятие санкций против Ирана указывало на то, что шансы Тегерана могут возрасти. Однако, видимо, поддержка Ираном в сирийском вопросе Москвы изменила к нему отношение. По данным СМИ, в США готовятся применить новые санкции в отношении Тегерана. Эта информация пока не нашла своего подтверждения, но холод в отношении Вашингтона к Тегерану ощущается.
Можно прогнозировать, что происходящее может привести к постепенной изоляции Ирана. Поддержка Тегераном Москвы словно ускоряет этот процесс. Эксперты советуют учитывать здесь и китайский фактор. Пекин пока не выражает своего отношения к событиям, но есть мнение, что он поддержит Иран. Однако нельзя забывать и о том, что Китай придает серьезное значение энергетическому сотрудничеству с арабскими странами.
Все это свидетельствует о том, что на Ближнем Востоке могут развиться две опасные тенденции. Во-первых, между государствами региона может вспыхнуть война. Начало войны между Ираном и Саудовской Аравией может еще больше обострить ситуацию и, несомненно, привести к присоединению к этой войне других стран региона. Никто не может гарантировать, что события не будут развиваться в этом направлении. Чувствуется, что, кроме слов протеста, Запад не намерен предпринимать каких-либо шагов. Кому-то выгодно отсутствие единства среди мусульманских государств. Этому моменту эксперты уделяют особое внимание.
Во-вторых, мазхабская война в Исламском мире может проявить себя на межгосударственном уровне. И нет необходимости сказать, насколько это опасно. По мнению специалистов, если это произойдет, то распри в мусульманских обществах необратимо углубятся, а Исламский мир в целом на долгие годы станет ареной распрей и интриг. Все это, естественно, создаст серьезные препятствия на пути развития мусульманских стран. В результате роль перспективной на сегодняшний день цивилизации в мире может значительно ослабеть.
Геополитический аспект вопроса заставляет задуматься. Прежде всего, процесс мирного решения сирийской проблемы окажется в тупике, поскольку крупные государства региона, конфликтуя между собой, не смогут найти общий язык друг с другом. Между тем внешние силы будут предпринимать дополнительные маневры, переусердствовать, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. В результате на Ближнем Востоке может установиться военное и политическое доминирование немусульманских государств.
На фоне этого мазхабская война между мусульманами может подняться на новый уровень, и настоящие враги могут оказаться вне внимания. Несомненно, подобное развитие событий может ощутимо подорвать в мусульманских странах государственность. Здесь невозможно говорить о победе какого-либо мусульманского государства, так как при всех вариантах Исламский мир понесет ущерб.
При любом сценарии развития процессов ситуация на Ближнем Востоке может стать еще более уязвимой. Нет сомнений в том, что геополитические суперсилы мира попытаются извлечь из этого выгоду. В частности, создается благоприятная ситуация для Израиля, заинтересованного в изоляции Ирана в регионе. А проиграют от подобного хода событий в первую очередь мусульманские государства. Может быть, Исламский мир пребывает на этапе трансформации в совершенно иную динамику?!