Вашингтон — Американцы высоко оценили речь «О положении дел в стране», с которой президент Барак Обама выступил в последний — седьмой раз. Телефонный опрос, проведенный немедленно после выступления Обамы (его провели CNN и ORC International), показал, что она понравилась 73% респондентов.
В январе 2017 года об оценке ситуации в Соединенных Штатах и о планах на будущее будет говорить уже другой президент, имя которого станет известным в ноябре. Поэтому тональность этой речи Обамы была несколько иной, чем раньше: он не только говорил об успехах своей администрации и приоритетах на ближайшее время, но и опосредованно ответил критикам своей политики.
В речи также содержался хорошо заметный элемент политической поддержки политиков Демократической партии на предстоящих президентских выборах: Обама неоднократно затрагивал темы, которые активно использует фронтраннер республиканцев Дональд Трамп и высказывал контраргументы.
Дэвид Файрстин, вице-президент исследовательского Института Восток-Запад (David Firestein, EastWest Institute) считает, что это была «лебединая песня» Барака Обамы и один из лучших образцов такого рода речей в истории современного президентства США: «Это была убедительная речь — эффективный “финальный аргумент” президентства. Обама изложил основные темы своего президентства и довольно прямо ответил на критические замечания, с которыми выступали на протяжении семи лет в адрес его действий и стиля руководства. Вне зависимости от того, будут восприняты эти аргументы или нет, думаю, что Обама изложил их умело, убедительно и, в ряде случаев, с обезоруживающим юмором».
Дональд Дженсен, аналитик Центра трансатлантических отношений при Университете Джонса Хопкинса (Donald Jensen, Center for Transatlantic Relations, Johns Hopkins University) резюмирует: «Обама положительно оценил свою деятельность в Белом доме и высказал оптимизм по поводу будущего Америки. Тон этого выступления очевидно контрастировал с поляризованными и мрачными настроениями в политике, на фоне которых Обама вступает в последний год своего президентства. Вместо традиционного списка законодательных инициатив Обама сосредоточился на перспективах перемен, экономических достижениях страны, предпринятых им мерах по укреплению безопасности США и надеждах на то, что под либеральным управлением будет создана более справедливая и безопасная Америка. Приветствуя необходимость проявления терпимости, доклад в то же время содержал косвенные критические замечания в адрес оппонентов из Республиканской партии, и конкретно — Дональда Трампа».
«Эта речь была последним шансом Обамы выступить с санкционированным Конституцией, прямым обращением к американскому народу в прайм-тайм. И он воспользовался этой возможностью, чтобы высказать то, что считает наиболее важным для страны, которая все более не уверена в своем будущем и в месте, которое она занимает в мире», — говорит Элвин Лим, профессор политологии Национального университета Сингапура (Elvin Lim, National University of Singapore), специалист по риторике президентов США.
Элвин Лим считает показательным, что через восемь лет, после окончания своей первой избирательной кампании, которая базировалась на тех же самых принципах, «Барак Обама остается голосом надежды».
Дэвид Файрстин также отметил важный момент: Обама признал свое поражение — он оказался не в состоянии прекратить межпартийные конфликты в Вашингтоне и в США, однако призвал американцев не прекращать действовать в этом направлении.
По данным опроса CNN и ORC International, 48% американцев, которые смотрели это выступление Обамы считают, что он не оправдал их надежд. 18% заявили, что Обама добился большего, чем они рассчитывали. 33% сказали, что их ожидания совпали с реальностью.
О внешней политике
В своей речи Барак Обама перечислил ряд достижений своей внешней политике: ликвидацию бин Ладена, нормализацию отношений с Кубой и соглашение о ядерной программе Ирана, благодаря которому «мир избежал новой войны». Обама также напомнил: «Люди не смотрят на Пекин или Москву в поисках лидеров. Они зовут нас на помощь».
Накануне выступления президента пришло неприятное сообщение, что иранцы захватили в плен нескольких американских военных моряков.
Ричард Вайц, директор Центра политического и военного анализа в Институте Хадсона (Richard Weitz, Center for Political-Military Analysis at Hudson Institute) считает, что Обама в целом успешно справился с задачей защиты достижений своей администрации.
Однако, по его мнению, Обама часто выдавал желаемое за действительное: «Часть, посвященная внешней политике, была неожиданно короткой и содержала аргументы в защиту его политики в отношении Ирана, Кубы и инициатив по борьбе с изменением климата — с непрямыми подходами к оппонентам. Он также принизил угрозу, которую представляют террористы на Ближнем Востоке и необоснованно утверждал, что популярность США под его руководством означает, что Соединенные Штаты выигрывают конкуренцию с Россией и Китаем».
«Критики отметят, что он так мало говорил о внешней политике, поскольку у него не так много достижений в этой сфере, — продолжает Вайц. — Обама выступил с амбициозной программой действий во внутренней политике, но, в ситуации сосуществования с республиканским Конгрессом, он обладает большей свободой в действиях за пределами США. Однако президент не сделал никаких намеков на то, какие цели он может преследовать в сфере международных отношений».
Дональд Дженсен отметил, что, по его мнению, некоторые утверждения в речи Обамы не выдерживают проверки фактами. «Он похвалил соглашение с Ираном и проигнорировал провокационные действия Ирана в последние недели. В его речи немного говорилось о России и других постсоветских государствах. Президент подверг критике действия Москвы в Украине и Сирии, несмотря на экономические проблемы России. Вероятно, Обама оговорился, и имел в виду усилия России по дестабилизации Украины. Он также высоко оценил американскую помощь Киеву».
По мнению Дженсена, речь Обамы продемонстрировала, что взгляды на мир Вашингтона и Москвы серьезнейшим образом расходятся. Это означает, что в 2016 году президенту США будет крайне сложно договариваться с Россией.
«Обама вновь высказал убеждение, что государства и движения, которые находятся на “неправильной стороне истории” — наподобие путинской России, асадовской Сирии и ИГИЛ — в современном мире не имеют шансов на успех. — говорит профессор Колледжа ВМФ США Николас Гвоздев (Nicolas Gvosdev, US Naval War College) — По этой причине, Соединенные Штаты не должны тратить свои ресурсы на прямую конфронтацию с подобными игроками. Вместо этого следует создавать коалиции государств-единомышленников, чтобы минимизировать ущерб и ожидать неминуемого коллапса оппонентов».
«Безусловно, это не удовлетворяет тех, кто хотел бы видеть, чтобы США более активно применяли свою мощь, именно поэтому не только республиканцы, но и даже Хиллари Клинтон — возможный кандидат Демократической партии на президентских выборах — говорят о необходимости более решительного подхода к мировым проблемам», — заключил он.