Денвер — Руководитель органа управления легкой атлетики рассказал адвокату, что он был вынужден заключить сделку с президентом Владимиром Путиным, чтобы девять российских атлетов, обвиненных в употреблении допинга, не участвовали в чемпионате мира 2013 года в Москве. Об этом говорится в новом докладе о скандале, который вышел на высший уровень спортивного руководства и руководства страны.
В четверг Всемирное антидопинговое агентство ВАДА должно опубликовать доклад расследования на 89 страницах, подробности которого Associated Press заранее сообщил человек, занимавшийся его анализом. Он пожелал остаться неизвестным, потому что документ пока официально не обнародован.
В докладе, подготовленном первым президентом ВАДА Диком Паундом (Dick Pound), говорится о том, что Международная ассоциация легкоатлетических федераций должна перестроиться, потому что коррупция в ее рядах не может оставаться безнаказанной. В коррупции «невозможно обвинять лишь небольшое число нарушителей», написал Паунд.
«Коррупция в организации прочно укоренилась, — говорится в докладе. — Ее нельзя игнорировать, от нее нельзя отмахиваться, объясняя эти факты действиями отдельных ренегатов, поступающих так по собственной инициативе».
Доклад появится на следующий день после публикации Аssociated Press материалов внутренней переписки IAAF, отчетов и служебных записок за шестилетний период, которые указывают на то, что ассоциация и российские руководители активно контактировали, обсуждая подозрительные результаты допинговых проб российских спортсменов и советуясь о том, как скрыть некоторые доказательства применения запрещенных средств.
В докладе сообщается не только о дружеских договоренностях между Путиным и бывшим президентом легкоатлетической ассоциации Ламином Диаком (Lamine Diack), но и о том, как после одних переговоров российский банк неожиданно увеличил сумму выплат Международной легкоатлетической федерации за право телевещания с чемпионата мира 2013 года с шести до 25 миллионов долларов. Там также говорится о том, что Диак лично отобрал юриста для ведения дел в России, хотя у того было мало опыта в борьбе с допингом.
В докладе звучит вывод о том, что члены совета IAAF, в который входил и нынешний глава ассоциации Себастьян Коу (Sebastian Coe), не могли не знать о масштабах употребления допинга и о том, что правила в легкой атлетике регулярно нарушаются.
Паунд рассказал о встречах между Диаком и юристом IAAF Хью Робертсом (Huw Roberts), который лично передал Диаку сведения о девяти случаях употребления допинга российскими спортсменами, спросив, какие действия тот планирует предпринять для решения проблемы.
Диак объяснил Робертсу, что он находится «в трудной ситуации, и разрешить ее может только президент России Владимир Путин, с которым его связывает дружба», говорится в докладе.
Согласно докладу, в итоге никто из девяти спортсменов не принял участие в чемпионате мира по легкой атлетике в Москве, однако атлетическая федерация не расследовала их нарушения. Как отмечается в докладе, к тому времени Робертс был практически отстранен от дел о допинге россиян.
В ноябре 2011 года Диак поручил заниматься российскими делами о биологических паспортах и анализах крови своему личному адвокату Хабибу Сиссе (Habib Cisse).
Сиссе находится под следствием во Франции, где его подозревают в коррупции. Сыну Диака Папе Массате Диаку (Papa Massata Diack) пожизненно запрещено заниматься легкой атлетикой. Папа Массата и другой сын Диака Халил работали в IAAF неофициально, что позволяло им заниматься мошенничеством и обманом, отмечается в докладе.
В нем также говорится о встрече в 2012 году в московском отеле, в которой участвовал советник российского телевидения, Папа Массата Диак, Сиссе и руководитель российской легкоатлетической федерации Валентин Балахничев, являвшийся также почетным казначеем IAAF. Участники встречи должны были решить «проблему» с шестью миллионами долларов — столько стоили российские права телевизионной трансляции чемпионата мира 2013 года.
После встречи Папа Массата Диак заключил сделку с ведущим российским банком на 25 миллионов долларов.
Паунд потребовал от IAAF провести экспертизу предоставления прав вещания, дабы определить, не были ли допущены какие-то нарушения.
Это уже второй доклад Паунда. В первом, который был обнародован в ноябре, говорится о коррупции в России. После этого российская легкоатлетическая сборная была временно отстранена от состязаний, а также был наложен запрет на работу российского антидопингового ведомства и московской антидопинговой лаборатории.
Эти доклады и прочие недавние разоблачения указывают на то, что многие чиновники IAAF, объявившей в ноябре об отстранении российских атлетов, долгие годы знали о нарастающих допинговых проблемах в России, однако не принимали никаких мер против нее, а некоторые могли даже активно скрывать российские нарушения.