Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасет ли Венесуэлу чрезвычайное положение?

© AP Photo / Leslie MazochСтроительство торгового центра в Каракасе
Строительство торгового центра в Каракасе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Указ президента Венесуэлы Николаса Мадуро о чрезвычайном экономическом положении преследует цель объединить в одних руках контрольные функции, которые сейчас распределены между различными ведомствами. В частности, это касается тотального контроля государства за внешнеэкономической деятельностью.

На  прошлой неделе президент Венесуэлы Николас Мадуро в рамках «экономической войны» специальным указом ввел в стране чрезвычайное экономическое положение. Правительство обещает путем проведения «срочных мер чрезвычайного характера» изменить экономическую ситуацию в стране.

Как заявил министр экономики Венесуэлы Луис Салас (Luis Salas), президентский указ направлен на «смягчение последствий галопирующей инфляции, а также для борьбы со спекулятивными операциями на валютном рынке и саботажем при распределении  социально значимых товаров».

Тем не менее при  внимательном изучении указа, выясняется, что он направлен, в первую очередь, на предоставление кабинету министров неограниченных полномочий для вмешательства в управление компаний, предприятий и ограничение деятельности оппозиционного парламента.

Усиление властных функций государства

Специальным указом государство расширяет свои полномочиями в экономической сфере, права министерств по контролю над экономической деятельностью коммерческих структур. Одновременно ограничиваются функции и права общественных организаций, законодательной власти (Национальной ассамблеи) по контролю правительства.

Данный указ преследует цель  объединить в одних руках  контрольные функции, которые сейчас распределены между различными ведомствами. В частности, это касается тотального контроля государства за внешнеэкономической деятельностью, в первую очередь, импортных операций, а также регулирования цен, распределения ресурсов, продуктов питания и других товаров первой необходимости.

Весьма спорным является мнение правительства о том, что государство, регулируя количество денежной массы, может минимизировать нынешний кризис и удерживать на определенном уровне обменный курс национальной валюты по отношению к доллару. При этом ничего не говорится о конкретных механизмах ограничения обращения денежной массы.


Еще одним спорным моментом  является утверждение министра экономики о том, что инфляция никоим образом не связана  с монетарной политикой. Нельзя также согласиться с тем, что президентский указ дает право правительству ограничивать количество обращения денежной массы для борьбы со спекуляциями на продуктовом  рынке.

Ключевой момент: бюджетная политика

В сфере бюджетной политике, президентский указ дает право налоговым органам контролировать компании, а также юридические лица в любое время, без предварительного уведомления. Кроме того, правительство наделено правом перераспределять бюджетные статьи по своему усмотрению, а также национализировать предприятия для «обеспечения своевременного доступа населения страны  к продовольственным товарам, медицинскому обслуживанию и другим предметам первой необходимости».

Следует отметить, что продолжающееся увеличение расходной части бюджета привело к негативным последствиям — дефициту государственного бюджета.  В 2015 году ситуация продолжала ухудшаться  в связи с сокращением налоговых поступлений и падением цен на нефть. По данным аналитической компании  Ecoanalítica, дефицит бюджета в 2015 году достиг 20,2% ВВП.

В 2014 году бюджет страны также был дефицитным из-за расходов, связанных с проведением выборов и падением цен на «черное золото». Вместе с тем в 2015 году бюджет резко сократился не только от продолжающегося обрушения цен на нефть, но и от снижения налоговых поступлений, а также от необдуманных экономических шагов правительства. В результате инфляция в Венесуэле достигла гигантских размеров —141,5%.

В 2016 году, если все останется по-старому, продолжится обесценивание национальной валюты, которое может привести к непредсказуемым последствиям. Согласно оценкам аналитической компании  Ecoanalítica, из-за продолжающейся девальвации национальной валюты бюджет недосчитается 2,5% ВВП, а бюджетный дефицит составит 12,3% (даже в случае небольшого повышения цены на нефть). Таким образом, возможность смягчения дефицита бюджета с помощью налогов является весьма ограниченной.

Такого рода чрезвычайные меры явно не способствуют установлению доверия между государственными структурами и частным бизнесом, препятствуют инвестициям в производственный сектор. В указе президента говорится, что он направлен на сокращение бюрократического аппарата, паразитирующего на экспортно-импортных операциях. Но это не ново, и мы уже неоднократно слышали такого рода заявления, а воз и ныне там.

Для вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса явно недостаточно введения в стране чрезвычайного экономического положения, которое лишь усиливает государственный контроль в различных секторах экономики страны. Необходимо провести структурные реформы, которые бы вернули доверие бизнеса к  государству, а также отказаться от субсидий и регулирования цен. Кроме того, следует принять ряд законов, ограничивающих вмешательство государства в дела Центрального банка Венесуэлы, в том числе,  обеспечить разделение ветвей государственной власти.

Сейчас мы наблюдаем, развернувшуюся дискуссию по поводу эффективности  президентского указа в политической, а не экономической плоскости. Идет противостояние между оппозиционным парламентом и Верховным судом. Очевидно, что указ не способствует  разрешению кризиса, а направлен на расширение контрольных полномочий правительства. Такого рода документы, должны содержать конкретные меры и направления деятельности исполнительной власти в условиях жесточайшего кризиса.

К сожалению, последние  данные, опубликованные ЦБ Венесуэлы указывают на то, что в условиях так называемой «экономической войны», правительство теряет свои позиции.

Глупо надеяться, что цены на нефть вырастут, и ситуация разрешится сама собой. Пришло время отказаться от выбранной много лет назад экономической модели развития.  Венесуэла нуждается в серьезных экономических преобразованиях, а не в тех мерах, которые  направлены на усиление политической власти.

Что надо сделать?


Для выхода страны из кризиса необходимо срочно предпринять пять следующих шагов.

Во-первых, отменить режим ограничений на валютные операции, которые во многом способствовали возникновению кризиса в стране. Во-вторых, отказаться от государственной политики регулирования цен, которая препятствуют частным инвестициям, а также создает дефицит продуктов питания и товаров. В-третьих, провести налоговую реформу, направленную на уменьшение бюджетного дефицита. В-четвертых, обеспечить открытость своего нефтяного сектора для привлечения иностранных инвестиций в условиях падения цен на нефть. И, последнее, проведение такой социальной политики, которая бы не ложилась тяжелым бременем на государственный бюджет.

Эти важные меры можно реализовать лишь в том случае, если удастся наладить деловые отношения между парламентом и правительством. В обсуждении указа о введение в стране чрезвычайного экономического положения должны участвовать все заинтересованные стороны — политические партии, профсоюзы, общественные организации. Противостояние между различными ветвями власти не поможет преодолению кризиса.