На наш век выпало много войн, их очевидцами были или мы сами, или наши дедушки и бабушки.
В каком бы месте земного шара ни вспыхнула война, ее боль ранит сердце любого честного человека.
Все, кто способен начать войну, или не хотят, или не могут ее завершить.
Каждая война начинается ритуальным жертвоприношением фактов, а заканчивается принесением в жертву женщин и детей.
После Второй мировой войны на глазах у всего человечества развернулась война во Вьетнаме. Как и многие другие, она никого не пощадила. Война шла ровно 11 лет, с 1964 по 1975 годы.
Когда Конгресс США голосовал по вопросу о разрешении Джонсону вести боевые действия, только двое сенаторов нашли в себе мужество сказать «нет».
Конгресс посчитал нужным сделать все необходимое для обеспечения мира, спокойствия и свободы в Юго-Восточной Азии.
В эту войну погибли 58 тысяч американских военнослужащих и около двух миллионов вьетнамцев. С тех пор прошло много лет, но США и Вьетнам все еще продолжают расплачиваться за нее.
Один из самых сложных регионов мира — Афганистан. На протяжении всей истории в этом регионе не было ни недостатка в войнах, ни победителей в них.
Когда просоветское правительство в Афганистане попросило у СССР помощи в борьбе с моджахедами, Брежнев не упустил этот прекрасный случай для активного вмешательства. После того, как советские войска в 1979 году вошли в Афганистан, США и саудовское правительство заняли сторону моджахедов. На переднем плане СССР воевал с моджахедами, на заднем — с американцами и Саудовской Аравией.
В 1988 году Горбачев закончил войну, начатую Брежневым в 1979-м, но она сыграла огромную роль в крахе советской экономики и распаде СССР.
Вспоминаются слова советника Путина по инвестициям, сказанные им во время визита российского лидера в Турцию в 2003 году, через некоторое время после того, как турецкий парламент отклонил предложение о размещении войск в Ираке: «В войну в Афганистане, куда мы опрометчиво вошли, не имея достаточных исторических и географических сведений, мы воевали не с моджахедами, а с США, мы проиграли, наша экономика рухнула, союз распался, в стране господствовала мафия. Путин снова создал систему».
Пока Россия пыталась преодолеть последствия этой войны, США, которые ввели войска в Афганистан на этот раз под предлогом терактов 11 сентября, были вынуждены покинуть этот регион с тем же разочарованием.
Главную роль в военных сценариях мира всегда играл Ближний Восток.
В 1980 году по незначительным причинам вспыхнула ирано-иракская война, она продолжалась до 1988 года.
Багдад и Тегеран подвергались бомбежкам.
Чтобы причинить экономический ущерб друг другу, стороны наносили бомбовые удары по нефтяным объектам и трубопроводам противника. Цены на нефть возросли.
Стоимость войны, победителями в которой стали торговцы оружием, составила 150 миллиардов долларов.
Число погибших в ней — почти миллион.
Однажды в качестве консультанта одной компании я посетил Иран. Мое внимание привлекли портреты, висевшие на стенах каждого дома. На свой вопрос о них я получил такой ответ: «Это погибшие в войну с Ираком. Миллион женщин остались вдовами».
На мой вопрос о том, кто выиграл от этой войны, мне сказали: «Война закончилась, как началась, ни одна из сторон не получила ни кусочка земли. А начало войны спровоцировали иностранцы».
В 90-е годы прошлого века лидер террористической организации «Рабочая партия Курдистана» Абдулла Оджалан (Abdullah Öcalan) каждый вечер по нескольку часов выступал на Med TV. Однажды он отметил, что вооруженную борьбу организация превратила в политическую борьбу, что за ней стоят могущественные силы, и Турция не рискнет потратить еще 1,2 миллиарда на борьбу с ней. Из этих выступлений было понятно, что прогрессировали стратегии Оджалана, но никак не Турция.
С таким невежеством, как незнание того, что Сирия — значит Россия, Иран и даже Китай, можно бороться только просвещением.
Все, кто думал, что фиаско под названием «арабская весна» настигнет и Сирию, а с тремя-пятью людьми и 300 пулями Сирия падет, губили собственную страну. Еще до того, как они заметили, что обрушили на мир еще более страшную беду, Багдад, гробница Сулеймана Шаха, Мосул, Алеппо и даже Диярбакыр превратились в руины.
Война — последнее прибежище диктаторов, у которых не осталось выхода.
Силу диктаторам дает нарастающая напряженность, интриги, войны, которые одновременно готовят их конец.
Ни один диктатор в истории, ради личных интересов ввергнувший свой народ в войну и воевавший с ним, еще не вышел из этого сражения победителем.
Война — значит смерть, бедность и лишения.
Война — значит утрата всего приобретенного и начало жизни с нуля.
Хотя в основе каждой войны лежит ложь, ни одна страна не может построить свою внутреннюю и внешнюю политику на лжи.
По-настоящему добра стране желают отнюдь не те, кто бьет в тамтамы войны, а те, кто стремится к истине.
А если кто-то находит в себе мужество сказать правду (несмотря на риск стать персоной нон-грата), то их имена будут золотыми буквами вписаны в скрижали истории.
Нет такой правды, которая была бы так же опасна для страны, как ложь.
Турция подходит к той точке, после которой риторика в духе «мы же говорили» не поможет и не даст утешения. Если здравый смысл не возобладает, нас неминуемо ждет поражение.