Когда обитатели Страны Чудес выбираются на берег из Моря Слез, они, чтобы согреться и просохнуть, затевают кокус. Причем никто толком не знает, что это такое, а Додо, изъясняющийся языком заправского политика, говорит, что чем объяснять, что такое кокус, лучше его устроить. Видимо, Льюису Кэрроллу, который заимствовал это мероприятие из американского политического обихода, кокусы представлялись абсурдом, как раз подходящим для Страны Чудес. Он не знал, что Николай Карамзин в XVIII веке примерно так же воспринимал предвыборные собрания в Англии. По одной из версий, слово заимствовано у индейцев и означает нечто вроде совета племени.
Айова — штат маленький, но от его выбора зависит очень многое. Это первое реальное испытание кандидатов. Оно создает инерцию. Жители Айовы славятся своенравностью, к которой кандидаты питают почти мистический ужас. Статистика утверждает, что победитель айовских кокусов почти наверняка становится кандидатом в президенты от партии. Поэтому политики без устали колесят по штату, в иных поселках их аудитория состоит из дюжины фермеров. Каждый голос на счету. Четыре года назад один голос айовца обошелся каждому кандидату в 480 долларов — фантастическая цифра!
В нынешнем избирательном цикле непредсказуемости прибавилось. Хиллари Клинтон ожидала, что партийная номинация станет для нее легкой добычей, но сенатор Берни Сандерс составил ей жесткую конкуренцию. За ним идет молодая Америка, которую не пугает ярлык социалиста, приклеенный Сандерсу. Он апеллирует к той же «группе поддержки», что и Обама, выигравший Айову в 2008 году. Однако тут есть фактор, сыгравший против Сандерса: восемь лет назад кокусы проводились 3 января, когда студенты находились дома на каникулах — они были рассеяны по всему штату и обеспечили Обаме победу в большинстве избирательных округов. А теперь они уже в кампусах, и голосовали за Сандерса лишь в тех трех округах, где расположены их университеты.
У республиканцев своя забота — они не видят никакого способа выбить из седла Дональда Трампа. Он спутал все карты, нарушил все правила, сломал все стереотипы. Он ведет себя неспортивно, но ему все сходит с рук. Кому охота слушать нудные рассуждения других кандидатов об экономике, когда весь вечер на манеже такой клоун! Порой создается впечатление, что современные американцы перестают отличать реальность от реалити-шоу. Феномен Трампа можно объяснить именно этим. Он никогда прежде не участвовал ни в каких выборах. Но он почти 15 лет создавал свой образ в реалити-шоу «Подмастерье», в котором был продюсером и главным героем. В результате Трамп оказался самым раскрученным из кандидатов.
Однако вчера для Трампа настал момент истины. Избиратели одумались. Реалити-шоу кончилось. Считаные дни назад Трамп был почти недосягаем. В Айове он пришел вторым. Вперед, и с приличным отрывом в 3,4 процентных пункта, вырвался сенатор Тед Круз, а сенатор Марко Рубио почти догнал Трампа. В итоге у Круза 8 делегатов национального партийного съезда, у Трампа и Рубио — по 7.
У демократов победу одержала Хиллари Клинтон, но сумела оторваться от Сандерса очень незначительно: она получила 22 делегата, он — 21. В Нью-Гэмпшире, где праймериз пройдут через неделю, Сандерс опережает ее больше чем на 10 пунктов.
Коварство первичных выборов еще и в том, что кандидат, выигравший партийную номинацию, — самый сильный среди своих, но не факт, что он сильнее соперника от другой партии. Судя по опросам, если бы всеобщие выборы состоялись сегодня, Круз выиграл бы у Клинтон, а Трамп проиграл бы. Сандерс выиграл бы и у Трампа, и у Круза, но проиграл бы Рубио. Этот пасьянс исключительно сложен, и фактор избираемости станет одним из главных в сезоне.
Владимир Абаринов — вашингтонский обозреватель Радио Свобода