Пропаганда является в наше время неотъемлемым элементом любой войны. Владимир Путин делает на нее ставку в качестве важного инструмента дезинформации. Его цель: ослабить Европу. Его целевая аудитория: русскоязычное население Германии.
Таким образом, граждане Германии русского происхождения становятся солдатами «гибридной войны», как этот феномен называют в руководстве НАТО. Потому что именно им адресованы сообщения российских государственных СМИ.
Последним на данный момент «продуктом», созданным этой пропагандистской махиной, является история вокруг некой 13-летней девочки из семьи российских иммигрантов, живущих в Берлине. По утверждениям российской телевизионной информационной программы «Вести», ее похитили и изнасиловали беженцы. В русскоязычном сегменте интернета по этому поводу разгорелся большой скандал, не утихнувший даже после разъяснений берлинской полиции, что «после перепроверки данного случая земельным управлением криминальной полиции было установлено, что не имело место ни похищение, ни изнасилование».
Эффект этой истории целиком и полностью соответствует намерению Путина: он стремится убедить всех в том, что Меркель не способна и далее играть роль лидера, что Европа слаба и выпустила из-под контроля ситуацию с беженцами, из-за которых континент перестал быть безопасным.
После Крыма на очереди Германия
Подконтрольные Кремлю СМИ умышленно распространяют дезинформацию. Это касается не только «дела» 13-летней жительницы Берлина. Ранее лживые сведения распространялись относительно и «крымского кризиса», и кровопролития на Майдане 19 февраля 2014 года. Кровавое восстание в Киеве достигло своего апогея, когда милицейский спецназ «Беркут» стал стрелять по демонстрантам.
Теперь же эти СМИ сосредоточились на ситуации в Германии. А до «дела Елены» они провоцировали отрицательные настроения в отношении, например, гомосексуальных браков в Европе.
Русскоязычное меньшинство в Германии является для подобных сообщений своего рода «плодородной почвой». Пропагандистские СМИ обращаются к ним как по-немецки, так и по-русски, чтобы охватить как людей старшего поколения, для которых русский остается родным языком, так и молодежь, которая уже успела интегрироваться в немецкое общество. Подобные настроения являются выгодными для «евроскептиков» и критиков идеи приема беженцев из таких партий как «Альтернатива для Германии».
Распространение погромных настроений
Программы крупных российских телеканалов доступны не только публике внутри страны. В Германии их смотрят порядка 2,3 миллиона так называемых «русских немцев», предки которых жили в Советском Союзе. Некоторые телесюжеты, определенно, преследуют цель распространить среди этой аудитории погромные настроения.
Полиции велено избегать огласки преступлений, совершенных иностранцами — вот основной тезис российских СМИ, а также немецкого правого движения Pegida, выступающего против беженцев. На интернет-сайте московского частного телеканала Рен-ТВ материалы о событиях в новогоднюю ночь в Кельне можно найти по ключевым словам вроде «секс-мигранты». А в телесюжете о событиях в Кельне, предположительно, были частично использованы кадры с событий в Каире в 2011 году.
Как подделываются новости
В качестве инструментов несвободные СМИ используют ложные показания подставных «свидетелей», которые дают их за деньги, неоднозначное освещение действительно имевших место фактов и постановочные видеосюжеты. Кроме того, в ход идут всевозможные теории заговора, а в эфир приглашаются эксперты, склоняющиеся к правому популизму.
Телеканал Russia Today (RT), ориентированный на зарубежную аудиторию, в ноябре 2014 года начал вещание на немецком языке. Он договорился о сотрудничестве с некоторыми немецкими частными телеканалами и радиостанциями о передаче в эфир его материалов. Среди них — телеканал Salve.TV в Тюрингии, а также баварская радиостанция Megaradio. В эфире последней с января 2015 года ежедневно в течение 18 часов передаются программы Mega Radio SNA, являющегося филиалом RT.
Russia Today вещает во многих странах мира. Начиная с 2005 года, его аудитория достигла порядка 700 миллионов зрителей. Весьма популярен RT и на видео-хостинге YouTube: так, RT стал самым первым новостным каналом, преодолевшим планку в миллиард кликов. В Великобритании у RT больше зрителей, чем у Euronews.
Относительным «новичком» на международном медиа-рынке является российское информационное агентство Sputniknews (Sputnik News SNA). Согласно собственному слогану, оно предлагает своей аудитории «альтернативную» точку зрения на события в мире и стремится тем самым расширить собственную аудиторию в Германии. С этой целью агентство хотело договориться с немецкими СМИ о вещании на немецком языке в «прайм-тайм».
Информационное агентство РИА «Новости» принадлежит тому же холдингу, что и Russia Today и Sputniknews. Целями медиа-холдинга «Россия сегодня» являются распространение точки зрения Москвы на ситуацию в мире и конкуренция с западными СМИ. Согласно официальному слогану, РИА «Новости» «говорит то, о чем другие молчат».
Программа «Вести», будучи одной из главных информационных программ России, также участвовала в раздутии скандала вокруг якобы изнасилования юной жительницы Берлина. Как-никак телевидение является главным средством массовой информации в России.
В 2015 году все главные российские СМИ, вещающие на зарубежную аудиторию, были объединены под руководством главного редактора Дмитрия Киселева: Russia Today, Sputnik, РИА «Новости». Рен-ТВ, правда, формально является частным, но фактически его программная политика совпадает с государственной, что подтвердил нам медиа-эксперт Кристиан Мир (Christian Mihr) из организации «Репортеры без границ». Это же касается и многих других частных СМИ вроде, например, телеканала НТВ. Кроме того, есть крупные телеканалы и радиостанции, вещающие на широкую аудиторию внутри страны.
Критически настроенные блоги разоблачают дезинформацию
Впрочем, существуют и настроенные критически по отношению к власти блоги и сайты вроде The Insider или Noodleremover («Лапшеснималочная»). В России есть поговорка «вешать лапшу на уши», что означает «говорить неправду». «Снятием лапши с ушей» занимаются бывший новостной редактор Алексей Ковалев из Москвы и его товарищи. Они работают над развенчанием всевозможных «мифов», создаваемых российскими СМИ, в частности, о реальных и мнимых преступлениях, совершенных беженцами в Берлине и Брухзале (Bruchsal). «Очевидно, российской пропагандистской машине срочно понадобились истории, чтобы отвлечь население», написано в блоге.