Утром 3 февраля ко мне обратилась журналист одного из российских телеканалов с просьбой прокомментировать перед камерой фильм ВВС о Латгале. Премьера фильма была заявлена на вечер того дня, поэтому я ответил, что предложение напоминает времена СССР (Хрущева), когда советские люди должны были осудить роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который никто из них не читал (он был издан за границей), и осуждение многих трудящихся начиналось со слов: «Роман Пастернака я не читал, но от всего сердца осуждаю его». Премьера фильма «Третья мировая война: в командном пункте» состоялась. Фильм ВВС шокировал многих. Те, кто еще недавно кричал, что Кремль предает только пропаганду, а от Запада исходит только «непропаганда», в полной растерянности замолчали.
Но давайте оценим фильм хладнокровно. Два года назад Крым был аннексирован, и начались беспорядки на Украине, которые переросли в кровопролитную гражданскую войну в восточной части этой страны. С тех пор мы живем в ожидании вторжения России. Поток пропаганды, который льется из крупнейших СМИ Латвии, поддерживает постоянную напряженность. Сейчас, сейчас будет вторжение. Уже греются моторы российских танков, а военные самолеты каждый день приближаются все ближе и ближе к территориальным водам Латвии. О том, что выбраться из Калининградской области российские военные самолеты и корабли могут только через узкий коридор нейтральных вод, и поэтому приближение к территориальным водам Латвии или Швеции неизбежно, время от времени напоминает только Neatkarīgā.
Напряженность в связи с ожиданием вторжения России сохраняется уже третий год. Два года назад многие поверили, что Крым это только начало, что аннексия Крыма напоминает территориальные захваты Гитлера перед Второй мировой войной. Однако прошло уже два года, и после Донецка ничего не последовало. Теперь люди, оценивая намерения России, начинают думать, что целью Путина был только Крым. А все остальное — лишь умножение аргументов для того, чтобы удержать Крым хотя бы в непризнанном статусе.
Новых пугающих известий не было. Но теперь есть фильм ВВС и доклад RAND о результатах военной игры НАТО, из которых следует, что в случае военного конфликта между Россией и НАТО российские танки в течение 30 часов уже будут у Таллинской ратуши и на улице Гоголя в Риге. Ознакомление публики с фильмом ВВС и докладом RAND состоялось в тот момент, когда большая напряженность пошла на убыль. Напряженность пытаются возобновить при помощи надуманного фильма и результатов военных игр.
Прежде чем оценивать геополитическое послание фильма ВВС и доклада RAND, попробуем понять, выгоден ли России военный конфликт с Балтией.
Если рассуждать рационально, то у России сейчас нет стратегических экономических интересов в Балтии. После создания комплекса портов в Финском заливе у России в Латвии стратегических интересов нет. Еще немного — и российские нефть и уголь утратят позиции на сырьевых рынках Европы, и тогда России морские порты государств Балтии вообще будут не нужны. При расширении структуры соединений России хватит Усть-Луги, Приморска и других терминалов для насыпных и жидких грузов на берегу Финского залива. Во-вторых, в результате эмиграции Латвия превращается в страну пенсионеров, а как перспективный газовый рынок Балтия уже потеряла значение.
Но мои самые большие опасения связаны с другим. Вмешательство России в сирийский конфликт изменило баланс сил на Ближнем Востоке. Со стороны Запада достаточно реалистичный сценарий — наказать Россию, начав новую холодную войну. Однако западное общество не поймет, если холодная война будет начата только потому, что правительства западных стран на стороне одних сирийских убийц, а Россия — на стороне других убийц.
Похоже, фильм ВВС в комплекте с докладом RAND — это направленная против интересов Латвии геополитическая провокация. Британский Томми и американский Сэм не хотят «умирать за Даугавпилс». Холодная война неизбежна. Из-за Даугавпилса Запад не станет устраивать глобальную ядерную войну. Если Россия сейчас захватит Балтию, то облегчит жизнь западным политтехнологам. Появятся сильные аргументы для сплочения западных наций. Такие же аргументы будут и у России. Фильм ВВС в комплекте с докладом RAND выглядят, как призыв к России принять сделку. Мол, у вас есть выбор: вступить в холодную войну, захватив Балтию, или без этого. Захватом Балтии вы облегчите выполнение задачи по мобилизации общественного мнения как у себя, так и на Западе. А если Балтия не будет захвачена, Западу придется придумывать другие более запутанные причины для начала холодной войны.
Наверное, приоритетная задача нового правительства Латвии — объясниться перед обществом. Какая в действительности роль отведена Латвии в перспективном конфликте, и приемлемо ли это для нас?