Вот уже несколько дней интернет-пользователи наблюдают фотографии, размещенные главой Чечни Рамзаном Кадыровым в Инстаграме, затем начали поступать сообщения о нападениях на лидера партии ПАРНАС Михаила Касьянова, якобы, выходцами из Чечни. Одновременно, как пишет «Коммерсант», представители некоторых ингушских НПО обратились к Путину с просьбой дать оценку его словам, сказанным по поводу недостаточно эффективной борьбы с экстремизмом в Ингушетии. Ингушские НПО полагают, что «некоторые высокопоставленные лица Чечни пытаются дестабилизировать обстановку в регионе». И опять же, в четверг, 11 февраля было объявлено об отставке руководителя Следственного управления СКР по Чечне генерал-майора Сергея Девятова.
Вроде бы, несвязанные между собой события, но Чечня в последнее — и уже довольно продолжительное время — опять входит в центр внимания как российских СМИ, так и российской политической жизни.
С чем это может быть связано — с готовящимися выборами и связанной с этим пиар-компанией, или же отношение к Рамзану Кадырову в Кремле действительно изменилось? На вопросы RFI ответил главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов.
Григорий Шведов: Сейчас в Чечне ожидают переназначения Рамзана Кадырова. Несмотря на то, что он преподносит эту ситуацию со своим переназначением как мало его беспокоящую, и даже написал, что забыл о том, что ему предстоит волнующий момент переназначения. Он ожидает, что будет назначен временно исполняющим обязанности. Осенью в Чечне выборы, как многие говорят в России, выборы Кадырова. Тем не менее, это все-таки выборы, и мы должны посмотреть, как они пройдут.
На мой взгляд, кампания, которая развернута теми, кто поддерживает Рамзана Кадырова, в первую очередь основана на том, чтобы привлечь внимание к Кадырову, обратить на него особый взор как на политика, который полностью устраивает Кремль, соответствует линии Кремля. Эта кампания призвана подчеркнуть эти его особые свойства, поэтому мы видим большое количество информационных поводов, которые генерируют круги, поддерживающие Рамзана Кадырова. От слов они переходят к делу, и именно с этим связаны нападки на оппозиционеров.
— На мой взгляд, именно это и происходит. Потому что те люди, которые обеспечивают информационную кампанию Кадырова, не понимают, вероятнее всего, что существуют не только количество выходов Рамзана Кадырова в федеральных СМИ, количество публикаций, упоминаемость — все эти количественные параметры, которыми, скорее всего, оперируют пиар-технологи, работающие на интерес Кадырова. Они представляют только половину значимого критерия успешности.
Наряду с упоминаниями о Кадырове как о эффективном, представляющем для Москвы уникальные решения в регионе и за его пределами, подается и негативная, очерняющая Кадырова информация, причем не только так называемыми либеральными СМИ, но и мейнстрим, даже пропаганда, транслируя неумело подготовленные месседжи самого Кадырова, на мой взгляд, наносит ему наибольший ущерб. А администрации президента России уже неоднократно высказывались по поводу Кадырова, и мы видим, что эти высказывания демонстрируют необходимость прояснения, уточнения. Все это говорит не в его пользу.
— То есть можно сказать, что это плохо организованная пиар-кампания? Или это может говорить о том, что, наоборот, у Кадырова развязались руки, он почувствовал себя всевластным, неприкасаемым не только в Чечне, но и за ее пределами? Например, многие связывают его выходки и убийства Немцова, что тот же Кремль отрицает.
— Естественно, Рамзан Кадыров и его окружение интерпретируют отсутствие каких-либо действий в их адрес как тотальную поддержку их курса. В его пиар-кампании есть очевидные изъяны. Нельзя сказать, что она организована непрофессионально, провально. Действительно, достигаются такие результаты, которые невиданны для других российских губернаторов.
Другое дело, что явно не просчитываются риски. Мне кажется, что комментарии, которые давал пресс-секретарь Путина Песков, другие скупые реплики самого Путина, Иванова, тоже свидетельствуют о том, что на самом деле не только положительные реакции имеют место по отношению к Кадырову. Можно вспомнить, что в рейтинге губернаторов на 2015 год, который составил прокремлевский «Фонд развития гражданского общества», позиции Кадырова были понижены. То есть мы видим какие-то сигналы, которые дают основание технологам Кадырова беспокоиться, на мой взгляд.
— Как вы считаете, в ближайшее время альтернативы Кадырову в Чечне все равно нет, и Кремль не пойдет на то, чтобы поменять ее руководство?
— Я считаю по-другому. Я считаю, что альтернатива Кадырову есть. Конечно, вероятность того, что Кадыров будет заменен на другого управляющего, невысока, но исключать эту вероятность нельзя. Именно то, что эта вероятность присутствует, и объясняет истерический тон пиар-кампании, которая сейчас развернута — и находится на своем пике — до того момента, пока не будет назначен временный исполняющий обязанности. Именно этот человек, скорее всего, и будет главой Чечни.