Конфликт в Сирии и Ираке (и связанный с ним миграционный кризис) по-прежнему остается в центре внимания СМИ. События в других странах оказались на втором плане, и это относится не только, например, к Ливии или Йемену, но и к растущей напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном. В последнее время «замороженный» конфликт в так называемом Нагорном Карабахе начал «размораживаться», и все чаще слышны предостережения о том, что вскоре эти страны могут начать новую кровавую войну. Но почему?
Напомню, что Нагорный Карабах — это территория, которая, согласно международно признанным границам, принадлежит Азербайджану, но проживают там преимущественно этнические армяне, и регион находится на границе с Арменией. Два государства воевали за эту территорию еще в конце Первой мировой войны, но столкновениям положил конец Советский Союз, который «поглотил» их обоих. Коммунистический режим подавил этнический и территориальный конфликт, хотя в скрытой форме он сохранялся. Ослабление режима в конце 80-х запустило быстро раскручивающуюся спираль этнически мотивированного насилия.
Именно благодаря российскому влиянию явно более слабая Армения вышла победительницей. Азербайджан пользовался поддержкой, прежде всего, Турции, поскольку азербайджанцы являются тюркским народом, и Анкара увидела возможность расширить свое влияние на Кавказе. Большинство западных стран тоже выступили на стороне Азербайджана, который в определенной степени пользуется их поддержкой до сих пор. Исключением стала Греция, которая из-за разногласий с турками закономерно выступила на стороне христианских армян.
Поддержку армянам также оказал, казалось бы, идя против логики, мусульманский Иран, но этот его шаг объяснялся крайним прагматизмом. Помимо соперничества со все более амбициозной Турцией, дело было в многочисленном меньшинстве этнических азербайджанцев в Иране, так что возможная победа Азербайджана могла бы способствовать распространению сепаратистских тенденций в самом Иране. Оружие Азербайджану поставляла и Украина, которая, в свою очередь, таким образом соперничала с Россией.
Гротескное переплетение политических связей вокруг Армении и Азербайджана сохранилось и в период последовавшего «замороженного» конфликта. Время от времени на границе случались перестрелки, но, как правило, тяжелое вооружение не использовалось. Его в Армению и Азербайджан поставляли уже упомянутые страны, к которым также присоединился Израиль. Из чисто рациональных соображений он поддержал Азербайджан именно из-за Ирана, и считается, что некоторые саботажные акции против иранской ядерной программы, за которыми, вероятно, стоит Израиль, были проведены при поддержке означенного меньшинства иранских азербайджанцев.
Однако ситуация начала еще больше усложняться в новом тысячелетии, когда Россия под руководством Владимира Путина начала политический подъем. Осуществляя прагматическую, но при этом очень амбициозную политику, Кремля не ограничился поддержкой Армении, а начал действовать, скорее, по принципу «разделяй и властвуй». Отношения между Москвой и Азербайджаном значительно потеплели — начались поставки современного российского оружия. Но за него Москва выставляла высокую цену, тогда как Армении поставляет оружие «со скидкой», а иногда и бесплатно.
Азербайджан может себе позволить закупать крупные партии оружия (сначала у Турции, Украины и Израиля, а затем и у России) благодаря богатому бюджету, который формирует прибыль от экспорта нефти и газа. В результате сегодня бюджет азербайджанской армии превышает весь государственный бюджет Армении! Так что не удивительно, что Москва ощущает потребность в «балансировке» ситуации за счет дешевых поставок военной техники Армении.
Но времена меняются. Вот уже несколько месяцев конфликт в Нагорном Карабахе является не таким «замороженным», как то было несколько лет назад. Инцидентов становится все больше, и в дело уже идет артиллерия, а на границах стоят многочисленные танковые части. Также произошло несколько столкновений с привлечением вертолетов и беспилотников. Азербайджан заявляет мировой общественности о том, что его «терпение на пределе», и что конфликт невозможно тянуть до бесконечности. Так что если мирные договоренности будут сорваны, стоит ожидать «военного решения» вопроса Нагорного Карабаха.
Появляются сообщения о том, что Азербайджан хочет купить китайско-пакистанские истребители FC-1. Армения же со своей стороны (якобы) готовится к покупке самых современных российских самолетов Су-30СМ, на приобретение которых Москва выделит кредит. Таким образом, Россия вновь доказывает, что, несмотря на политику «разделяй и властвуй», она стоит, скорее, на стороне Армении. Однако напрашивается вполне логичный вопрос: кому выгодно нынешнее «бряцание оружием» и рост напряженности на Кавказе?
Армению однозначно устраивает статус-кво, так как Нагорный Карабах фактически существует как ее регион. Что касается Азербайджана, то весьма сомнительно, чтобы война входила в его интересы, потому что, даже несмотря на свое военное преимущество над самой Арменией, Азербайджан, разумеется, не может желать противостояния с Россией. На территории Армении размещены две российские базы, и ясно, что Кремль больше всего устраивает «замороженное» состояние конфликта, которое позволяет России выступать в роли арбитра и посредника между противниками.
Действительно ли простой случайностью является то, что армяно-азербайджанская напряженность возрастает именно в период резкого ухудшения отношений главных «протекторов» двух стран — России и Турции? И хотя в прошлом эти стороны проявляли интерес к сближению, конфликт в Сирии повлек резкое охлаждение отношений, которые достигли нулевой температурной отметки после инцидента с российским самолетов Су-24, сбитым турецким истребителем. И на первый план опять вышла старая, буквально «наследственная», вражда царской и османской империй.
Поэтому очень вероятно, что именно здесь кроется ответ. Турция чувствует себя сильной благодаря членству в НАТО, хотя сам факт того, что в альянс входит страна, контролируемая исламистами, выглядит отчасти комично, а отчасти трагично. Но пока эта ситуация сохраняется, страны НАТО должны поддерживать Турцию, пусть даже в кулуарах их представители выражают растущую обеспокоенность в связи с тем, что Анкара самовольно срывает попытки Запада улучшить отношения с Москвой.
Но Турция уже совершенно открыто разыгрывает собственную политическую партию, частью которой является не только поддержка исламистов (якобы «умеренных») в Сирии и других регионах, но и, вероятно, намерение обострять напряженность на Кавказе. Ведь если Азербайджан действительно решится возобновить «горячий» военный конфликт в Нагорном Карабахе, это будет огромной проблемой, в первую очередь, для России, которой пришлось бы отреагировать. Это рассредоточило бы ее силы, которых потом, что закономерно, не доставало бы на Ближнем Востоке, что дало бы возможность Турции осуществлять собственные новые акции.