Люди, которые консультируют Милоша Земана, делают свою работу не в интересах Чешской Республики, а в интересах кого-то другого. Таково самое жесткое заявление премьер-министра Богуслава Соботки в ответ на слова президента об автомате Калашникова. Во время общения с журналистами издания Týden премьер-министр не уточнил, на кого работают советники Земана. Подразумевал ли Соботка Путина, Китай или каких-то прежде неизвестных мафиози и олигархов?
Важно, что премьер не считает высказывания Земана случайными, видя в них некую стратегию, которая преследует ясную политическую цель. Поэтому Соботка не верит и тому, что заявление об автомате Калашникова было случайной импровизацией и президент просто перегнул палку. Это был продуманный выпад в сторону премьера, призванный нанести удар по нему самому и по доверию к нему.
Это был не первый «укол» в рамках кампании для региональных выборов, которые состоятся в октябре. Но так далеко забегать не стоит — дело не только в них. Уже в этот понедельник Соботка встретится с главами правительств Вышеградской четверки, с которыми будет обсуждать совместные действия по противостоянию потоку мигрантов с Ближнего Востока. Для Соботки это крайне значимая встреча, потому что на ней он попытается согласовать модель, которая позволит Вышеградской четверке не слишком дистанцироваться от остального Евросоюза. При этом ясно, что Виктор Орбан из Венгрии, Роберт Фицо из Словакии, а теперь и Беата Шидло из Польши являются сторонниками жестких мер, направленных против беженцев, и с Евросоюзом сотрудничать не хотят.
Если Соботка сохранит вероятность того, что Вышеградская четверка договорится с Брюсселем и Берлином по проблеме беженцев, то на позитивной ноте пройдет и запланированный на весну визит Ангелы Меркель в Прагу. Соботка превратится в единственного политика из Восточной и Центральной Европы, с которым немцы еще будут разговаривать и который может выступить посредником в их переговорах с другими премьерами стран Вышеградской четверки. Если план Соботки сработает, Чешская Республика превратится в мост между Востоком и Западом. Прежде подобные устремления заканчивались фиаско. В последний раз это было в 1948 году. Но теперь возобновление этих усилий означает, что нынешнее правительство хотя бы пытается проводить активную внешнюю политику.
Земана эти планы вряд ли устраивают, не говоря уже о его советниках, которые «делают свою работу в интересах кого-то другого». Конечно, ведь они хотели бы, чтобы Чехия стала частью сплоченного антиевропейского блока под названием Вышеградская четверка. Под его крылом они смогут свободно сотрудничать с Востоком, например напрямую с президентом Путиным. Соботку нужно немедленно остановить, иначе создастся впечатление, что чешский президент не оказывает на внешнюю политику страны никакого влияния. Нападки на Соботку имеют смысл и подчеркивают, что в политических перестрелках премьера не считают фигурой значительной.
Заранее действительно трудно предсказать, как Соботка справится с организованным ударом с Града. Судя по всему, премьер не хочет конфликтовать с Земаном. Все свои шаги Соботка подчинял одной цели — выстраиванию собственной политической карьеры, и вдруг он узнает, что его карьера может оказаться под угрозой только потому, что он собирается выступить посредником в диалоге между канцлером и Вышеградской четверкой. Стоит ли эта роль, в которой нужно проявить определенную долю понимания немецкой «приветственной» политики в отношении мигрантов, такого политического риска?
Или же можно выбрать жесткую позицию, закрыться от беженцев и отделиться от Европы. Это значит — подчиниться стратегии, которой, возможно, следуют секретные советники Земана и совершенно точно — президент Путин. Его последним шагом стали бомбардировки сирийского Алеппо, которые подняли очередную волну беженцев, и в ближайшие месяцы и недели она может снова расшатать Европу.
Меркель или Путин — вот о чем идет речь в «вопросе беженцев». В итоге на этот вопрос придется ответить каждому из нас.