В последнее время в России растет недовольство со стороны так называемой «официальной оппозиции», заседающей в Думе, к деятельности российского правительства во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым и усилиями, которые предпринимаются по выходу из экономического кризиса, вспыхнувшего в стране. Что касается этой оппозиции, которая именуется в России как «системная», то она осуществляет свою политику в рамках нынешнего режима, что крайне отличает ее от той оппозиции, которая находится вне системы и которая не представлена в нижней палате парламента. «Системная оппозиция» состоит из Коммунистической партии, партии «Справедливая Россия», а также либерально-демократической партии ЛДПР во главе с национальным «левым» лидером Владимиром Жириновским. Однако депутаты этих трех партий занимают в Думе меньше половины кресел, тогда как большинство мест принадлежат так называемой партии власти «Единая Россия».
«Справедливая Россия» и «Коммунистическая партия» порой выдвигают схожие социальные требования. Справедливороссы заявили недавно, что собрали 10 миллионов подписей граждан под требованиями улучшить социальную ситуацию и уровень жизни населения страны, а в случае неудовлетворительного результата руководство партии может потребовать от Кремля отставки нынешнего правительства и замены его новым, способным справиться со сложившейся экономической ситуацией в стране. Что касается коммунистов, то они открыто потребовали отставки кабинета министров и формирования некоего «правительства народного доверия», в котором должны быть представлены все четыре парламентские партии. Такое правительство положит конец «неолиберальной» политики кабинета Медведева. Руководство партии подчеркнуло, что «правительство народного доверия» должно в полной мере контролировать стратегические секторы экономики и руководствоваться интересами большинства граждан, в том числе в борьбе с олигархией и коррупцией. Его основная задача — побороть бремя широких масс населения, возникшее в результате экономического кризиса, падения цен на нефть, снижения доходов государственного бюджета, а также обвала рубля по отношению к доллару и евро. Коммунисты полагают, что новое правительство может добиться успешных результатов, приводя в пример кабинет Евгения Примакова, который сумел преодолеть экономический кризис 1998 года в эпоху правления президента Бориса Ельцина.
Коммунисты также намерены в скором времени направить российскому президенту официальное требование отставки нынешнего правительства и формирования нового кабинета. Если взглянуть на историю Коммунистической партии и ее места в политической жизни России, а особенно в последнее время, то мы обнаружим, что она переживает большой политический и системный кризис, который выражается, помимо всего прочего, во внутренних противоречиях между членами партии в отношении монополии власти ее лидера Геннадия Зюганова. Некоторые члены выражают недовольство политическим курсом партии и отходом от принципов «марксизма-ленинизма». По этой причине Зюганов несколько лет назад избавился от некоторых своенравных членов, что дало ему возможного переизбраться главой партии еще на четыре года. Надо сказать, коммунисты за годы своей деятельности кардинально пересмотрели часть своих принципов, в том числе попытались сблизиться с православной церковью, отказались от идеи права народов, населяющих Российскую Федерацию, на самоопределения, также они не отвергают денежную помощь для своих предвыборных кампаний от российских финансовых тиранов из числа олигархов.
Некоторые россияне говорят с долей иронии, что «коммунистическая партия опасается власти и предпочитает оставаться лишь оппозиционной партией в рамках существующей политической системы». Пример тому — фальсификация результатов президентских выборов 1996 года в пользу Бориса Ельцина, тогда как на самом деле во втором туре голосования победил Зюганов. В этой связи известный российский политолог Михаил Делягин сказал, что «не существует ни малейшего сомнения в том, что большинство избирателей проголосовало в 1996 году за Зюганова, но он не стал возражать против фальсификации результатов голосования, предпочтя остаться лидером оппозиции в России». Когда вспыхнули народные протесты в Москве и других российских городах против фальсификации результатов парламентских выборов в конце 2011 года, а также против возвращения Путина в качестве президента, тогда Зюганов стал на сторону Кремля, убеждая, что все эти демонстрации протеста профинансированы Западом и нацелены на подрыв российского государства. Вследствие чего из коммунистической партии вышли ряд ее членов, несогласных с заявлениями своего лидера, и примкнули к уличным протестам. Что касается внешней политики России, то коммунисты выражают полную солидарность с курсом Кремля, особенно в отношении «арабской весны».
Надо сказать, у Зюганова нет морального права критиковать Путина за столь долгое пребывание во власти, так как сам он бессменно руководит партией на протяжении более 20 лет. За это время партия погрязала в бюрократии, однако по сей день продолжает занимать основную позицию на российской политической арене. За время правления Путина коммунистическая партия Зюганова превратилась «одомашненную» партию, деятельность которой полностью контролируется властью, поэтому любая ее критика, в том числе касающаяся действий правительства, не происходит без позволения господина Кремля. Если присмотреться, то не исключено, что нынешнее недовольство эффективностью кабинета министров со стороны Коммунистической партии и Справедливой России всего лишь попытка отправить в отставку правительство через парламент, ибо окончательные решения в России принимает господин Кремль, а не так называемая «парламентской системная оппозиция».