После наступления иракской армии против ИГИЛ в Рамади и провинции Ан-Анбар создается впечатление, что американцы действительно намерены воплотить в жизнь сценарий раздела Ирака.
По имеющейся информации, существует вероятность, что в Ираке может начаться новая война между шиитами и суннитами. Дело в том, что народно-добровольческие силы представлены главным образом шиитами, которые объединились в единую военную силу после распоряжения своего духовного вождя аятоллы Али Систани. Это распоряжение он выпустил после того, как ИГИЛ атаковало город Мосул. Сейчас эти формирования планируют наступление на другие контролируемые «Исламским государством» районы, в которых проживает преимущественно суннитское население. Решение о наступлении вызвало резкое возмущение среди суннитов, оно способно спровоцировать новые конфликты с шиитской частью населения Ирака. По словам премьер-министра страны Хайдера Аль-Абади, силы народных добровольцев непременно будут участвовать в операции по освобождению Мосула от ИГИЛ, что может еще больше обострить племенные противоречия в Ираке.
Как пишет каирская газета Al-Ahram, Хайдер Аль-Абади сейчас столкнулся с настоящим кризисом. С одной стороны, если он захочет распустить народно-добровольческие силы и объявить об их присоединении к армии, в ней увеличится доля шиитов по отношению к суннитам, что приведет к росту протестов последних. Если премьер-министр решит сохранить вооруженные силы шиитов в форме народно-добровольческих сил, он окажется перед необходимостью обеспечивать все их потребности и оплачивать их расходы, что опять-таки вызовет недовольство у суннитов, которые будут требовать от властей аналогичного обеспечения.
С другой стороны, племена провинции Ан-Анбра, большую часть которых составляют сунниты, выступают против того, чтобы в освобождении территорий, находящихся под контролем ИГИЛ, принимали участие народно-добровольческие силы. Теперь они заявляют, что в противовес правительственным силам народных добровольцев им должны дать разрешение на формирование отрядов национальной гвардии, состоящей из суннитов, и для этого они должны заручиться поддержкой парламента.
Это означает, что если их просьба будет удовлетворена, то на территории Ирака будут созданы две отдельные военные силы, которые могут выступить друг против друга, когда появится угроза их интересам. Получается, что на севере страны сформированы отряды лидера Курдской автономии Масуда Барзани и пешмерга, на юге – шиитские народно-добровольческие силы, а на западе сунниты настаивают на создании суннитской национальной гвардии. Таким образом, складывается ситуация, достаточно подходящая для раздела Ирака. Неслучайно в одном из своих недавних выступлений Масуд Барзани обмолвился о независимости Курдистана и заявил о необходимости проведения референдума по данному вопросу. По мнению лидера автономии, сейчас самый удобный момент для объявления иракскими курдами о своей независимости.
Итак, перед нами результат подлой политики «разделяй и властвуй», которую стала проводить Америка после иракской войны. В данном случае США, не имея непосредственного военного присутствия в Ираке, пытаются постоянно поддерживать в этой стране огонь этнических и религиозных противоречий.
Именно этим и занимался Пол Бремер, глава американской оккупационной администрации в Ираке в 2003 — 2004 годах. Он создал правительство с участием представителей разных политических и национальных течений, чтобы на фоне развала армии и организации безопасности, которые консолидировали воедино всю страну, создать предпосылки для конечного раздела Ирака.