Среди 130 тысяч чешских пользователей сети ВК.com преобладают те, кого с Россией связывают семейные или коммерческие узы. Но есть там также сторонники Кремля и его политики. «Они хотят быть причастны к чему-то российскому, поскольку находят в этом позитив и в некоем русском псевдовиртуальном пространстве чувствуют себя лучше», — говорит в интервью пораталу HlídacíPes.org аналитик в сфере СМИ Роман Маца.
HlídacíPes.org: Насколько ощутима тенденция ухода сообществ, которые оказались под давлением в чешском Фейсбуке, на российские серверы? Прежде всего, на сайт VK.com, а также другие порталы?
Роман Маца: Чехи обращаются к этому порталу тогда, когда там есть кто-то знакомый, друзья или родственники родом из бывшего СССР — так через сеть поддерживаются контакты. Или когда чехи ведут бизнес в русскоязычных странах и провели там какое-то время по работе или учебе. То есть поголовного интереса нет. Есть и те, кто просто услышал о ВК и хочет его попробовать. Разумеется, портал пользуется популярностью среди, так скажем, чешских «русофилов».
— У них эта тенденция отчетлива?
— Рост популярности не так велик, чтобы можно было говорить об исходе с Фейсбука в ВК. Речь не идет о том, что люди закрывают свои аккаунты на Фейсбуке и уходят в сеть ВК. Фейсбук слишком ценен для них. Кроме того, ВК у нас не пользуется такой же популярностью. Русофилы же хотят как бы «быть среди своих», быть причастными к чему-то русскому, потому что находят в этом позитив и в некоем русском псевдовиртуальном пространстве чувствуют себя лучше. Это что касается русофилов. Популярности ВК также способствовала пресловутая «цензура» на Фейсбуке и ликвидация сообщества «Мы не хотим ислама в ЧР».
— Какого-то значительного увеличения количества чешских пользователей тогда не произошло. В то время ВК хотел выйти за пределы бывшего СССР. И для этого провозглашали, что это самая крупная европейская социальная сеть. Однако больший рост наблюдается после заявлений типа «Меркель требует от Фейсбука строгой цензуры», и, пожалуй, самым большим импульсом стало удаление сообщества «Мы не хотим ислама в ЧР». Но это детали. Просто сработал своего рода турбомаркетинг, мол, Фейсбук — это плохо, все айда на свободный ВК. Некоторые фигуры демонстративно создали аккаунты на ВК, но бывают там редко и продолжают сидеть на Фейсбуке. Они его не покидают, потому что уже наладили там социальные контакты, посвятили определенное время своей странице и уже как-то с ней связаны. На Фейсбуке они пишут чаще, чем на портале ВК, где делают это по минимуму.
— Можно ли предположить, сколько жителей ЧР сейчас есть на сайте ВК? И сколько из них там активны?
— Сейчас на сайте ВК страничка есть у 130 тысяч пользователей, которым сервер приписывает регион ЧР. Подавляющее большинство — это постсоветская диаспора, живущая у нас. Среди пользователей есть также множество фальшивых аккаунтов, что на ВК очень распространено. Также есть много неактивных аккаунтов, страничек, которые используются для рассылки спама и прочего. Алгоритм ВК для локализации специфичен, потому что, скажем, к числу чешских пользователей могут причисляться те, кто вообще живет в другом месте, но просто побывал в ЧР в отпуске или на учебе. Мне это как-то не понятно.
— А что вы скажете об аккаунтах, которые можно считать проблематичными?
— Их больше, конечно, чем, например, на Фейсбуке. На сайт ВК, скажем, переместились члены сообщества «Мы не хотим ислама в ЧР», но они зарегистрировались в этой сети преимущественно в ответ на уничтожение сообщества и больше на ВК не появлялись. Есть там и поклонники России, Путина, пророссийских сепаратистов, панславизма, «резервисты», коммунисты, экстремисты и, не в последнюю очередь, сторонники Милоша Земана, который по-своему объединяет все выше перечисленные группы. Для этих людей характерна неприязнь к США, НАТО, ЕС, а также приверженность идеям типа химиотрасс, заговора Бильдерберга и прочим «конспиративным» теориям. Я также могу причислить их к читателям порталов Aeronet, Sputnik, Svetkolemnas, AC24 и пр. Среди них есть и активисты, участвующие как в оффлайн- (разных пророссийских и прозападных демонстрациях), так и в онлайн-акциях, разные блогеры и члены интернет-форумов, которых у нас их называют «кремлоботы», а также члены разных групп господина Вывадила. Пророссийские сайты зачастую публикуют анонимных авторов, но, предположу, что многие из них тоже есть в сети ВК. Там они могут свободнее рассуждать, потому что находятся «среди своих — дома в России».
— А как в российских сетях обстоят дела с цензурой и закрытием аккаунтов?
— По сравнению с Фейсбуком там все проще. На портале можно найти разный контент категории 18+, а также там можно размещать много музыки, фильмов и прочего. Об авторских правах никто особенно не думает.
— А какие страницы ВК ликвидирует?
— Прежде всего, предложения сексуальных услуг, разные мошеннические и спам-аккаунты. Там есть и ряд страниц и групп с экстремистским подтекстом, но, как мне кажется, это никого особенно не беспокоит. Кроме того, портал ВК не использует такие же инструменты, как Фейсбук, где фотография в бикини расценивается как порно. В сети ВК основную роль играют извещения других пользователей — прежде всего, что касается спам-аккаунтов. Но вообще администраторы довольно благодушны и нечасто вмешиваются.
— Как появилась сеть ВК?
— VK.com, а ранее vkontakte.ru, на территории бывшего СССР является преобладающей оригинальной российской сетью, которая пользуется там наибольшей популярностью. Также большой интерес к ней проявляют жители бывших советских республик, проживающие за рубежом. Примечательно, что сеть ВК очень распространена, например, в Турции и Египте, где местные жители пользуются сетью для знакомств, чтобы подыскать девушку. В обе эти страны раньше ехало много туристов из России и Украины. Что касается других сетей, то популярны Одноклассники, ok.ru, и Мой мир, my.mail.ru, но это, скорее, сайт знакомств. Сайт ВК похож на Фейсбук.
— Что известно о его создателях?
— Портал был создан в 2006 году, и у его истоков стоял Павел Дуров, которого прозвали российским Цукербергом. Дуров оценил мировой размах Фейсбука и по сути скопировал его. Он молодой предприниматель, который воспользовался шансом. Прежде чем Фейсбук проник в Россию, место на рынке занял ВК, который пользуется большой популярностью в постсоветских странах. Сайту помог и российский патриотизм: ВК это нечто «наше, русское». Сеть завоевала популярность и превратилась в крупнейшую европейскую социальную сеть, тогда как Фейсбук считается американским, хотя в Европе у него больше пользователей.
— Как сеть проникла в Чехию?
— Перевод проходил постепенно. Администраторы обращались к некоторым местным пользователям и отправляли им разные части на перевод. То есть одномоментного старта чешской версии не было. Для чешской версии была разработана только маркетинговая кампания, чтобы привлечь как можно больше пользователей, но дважды кампания потерпела фиаско. Ведь, по сути, кроме перевода, никакой кампании и не было. В сети ВК регистрируются те, у кого в постсоветских странах есть знакомые, родственники, друзья, или те, кто как-то связан с этим регионом. Я вышел на ВК после того, как пожил в общежитии с украинцем. Тогда я и зарегистрировался в этой сети. И подобных мне много.
— А что вы скажете о безопасности и, главное, о надзоре со стороны российских спецслужб, о котором многие говорят?
— ВК — это компания с огромным влиянием, поэтому предполагать, что российские спецслужбы не уделяют этой сети особенного внимания, было бы наивно. Кроме того, в России вступил в действие закон, предписывающий российским интернет-провайдерам обзавестись серверами, где бы хранились данные о российских пользователях, в России. Это облегчает государству доступ и контроль, чего не скажешь о серверах в США, на которые распространяется американское законодательство. По этому вопросу ведутся жаркие споры с транснациональными игроками, которым, понятно, это нововведение не нравится.