Процесс открытости в отношениях США и Кубы не является каким-то сверхъестественным явлением. То, что Куба садится за стол переговоров со своим северным соседом, подразумевает, что Гавана перестала требовать, чтобы процессу нормализации отношений обязательно предшествовала отмена экономического эмбарго. Белый дом также пошел на уступки, отказавшись от требования изменения политической системы на Кубе.
Каждая из сторон выполнила определенный базовый сценарий для восстановления отношений в полном объеме. Но возникает вопрос: на что рассчитывает Обама, отважившись поехать с визитом на Кубу, и что за этим стоит?
Ситуация в Латинской Америке складывается таким образом, что у Белого дома нет времени спокойно дожидаться ухода Рауля Кастро на покой. В настоящее время в латиноамериканском регионе происходят кардинальные изменения, которые, несомненно, скажутся на отношениях с Гаваной.
В первую очередь это обусловлено политической нестабильностью в Венесуэле и сменой правительства в Аргентине. Следует отметить, что в Латинской Америке в настоящее время мы наблюдает отход от популистских идей в сторону политики неолиберализма. В этих условиях приоритетом Вашингтона является мирное вхождение и участие Кубы в коренных преобразованиях, которые происходят в регионе.
Что касается других американских штатов, то кубинский вопрос там никого особо не волнует. Поэтому кандидаты кубинского происхождения, как от Республиканской партии, так и Демократической (Крус и Рубио), не смогут воспользоваться своим преимуществом и добиться поддержки среди избирателей Флориды.
Снижение политико-социальной напряженности, приводит к нормализации обстановки в различных регионах мира. После того как Куба перестала быть источником финансирования и активным участником революционных движений в Африке, странах Карибского бассейна и Южной Америки, Гавана выступила посредникам в переговорном процессе о мирном урегулировании в Колумбии. Кроме того Куба оказывает помощь в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, обеспечивает безопасность доступа к Панамскому каналу, не проявляет былого упрямства в возврате американской военной базы Гуантанамо.
Единственная опасность, которая угрожает Соединенным Штатам со стороны Гаваны — внутренняя нестабильность, спровоцированная ухудшением экономической ситуации и которая пока остается под контролем армии и сил безопасности.
Спецслужбы США прекрасно понимают, что в настоящее время все внимание Вашингтона сосредоточено на Ближнем Востоке и в Азии. Поэтому Белый дом стремится, чтобы к югу от Кайо Уэсо (Cayo Hueso) была стабильная обстановка. Рауль Кастро это прекрасно понимает.