«Пришло время начать публичный диспут о паллиативном лечении во всем Евросоюзе». Над этой темой уже несколько месяцев работает также Европейская Комиссия, в то время как некоторые из стран-участниц ЕС законодательно оформили или обсуждают законы об эвтаназии или, как в Италии, о биологическом завещании. На необходимости этого настаивают аккредитованные при ЕС епископы в документе, обнародованном вчера в Брюсселе секретариатом Комиссии епископских конференций Евросоюза (Comece).
Текст, подводящий итоги семинара, прошедшего в Брюсселе 22 февраля при поддержке Hospitality Europe, был составлен Рабочей группой по этическим и медицинским исследованиям, сформированной с целью сбора мнений, отчетов и данных для общеевропейских дебатов (в частности в рамках Европейской группы по этике) и отталкивается от определения, которое содержится в Докладе, составленном по запросу Европарламента в 2008 году: «Паллиативное лечение в контексте претерминальной или терминальной стадии болезни, в течение последних месяцев или недель течения болезни, представляет собой последний этап медицинской и социальной помощи в ответ на потребности граждан вплоть до их смерти».
В стареющем на глазах европейском обществе (согласно последнему Отчету Европейской Комиссии, к 2060 году число людей старше 80 лет достигнет 12% населения ЕС, а население в возрасте от 15 до 64 лет сократится до 57%) растет потребность в паллиативном лечении. Воспринятые из Англии сначала в Норвегии и Швеции, сегодня хосписы присутствуют во всех европейских странах, созданная в 1988 году Европейская ассоциация паллиативного лечения объединяет более 50 тысяч медицинских работников, а в 2003 году Совет Европы признал паллиативное лечение «фундаментальной услугой для населения», заострив также внимание на проблеме доступности такого лечения, являющейся «одним из серьезнейших препятствий», прибавляет Comece.
Представленная в Брюсселе экспертная оценка помещает в исторический контекст произнесенную папой Пием XII — часто цитировавшуюся — речь, в которой христиане призывались избегать использования каких-либо болеутоляющих, дабы слиться в страданиях с Иисусом Христом. Позднейший опыт показал, что прием лекарственных средств, в частности морфина, с целью облегчения боли, не умаляет состояние сознания пациентов и, тем более, не укорачивает земное существование, хотя христианам подобает дистанцироваться от общества, подобного нынешнему, которое стремится избавить от всякой боли, которая «не является единственной причиной страдания», или даже от самой идеи смерти.
Поскольку «больной испытывает тревогу, страх, беспокойство, гнев, чувство одиночества и брошенности, которые ставят его перед вопросом о самом смысле жизни и смерти, о существовании загробного мира…», необходимо гарантировать, там где это требуется, наряду с применением успокоительных медикаментов и религиозно-духовную поддержку. В некоторых случаях видится неизбежным (по соответствующей рекомендации врача и с согласия пациента или его близких) прибегать к седативным средствам, хотя это влечет за собой определенное снижение ясности сознания.
Более сложным представляется вопрос о «терминальном облегчении», которое в перспективе рискует стать проводником для скрытой формы эвтаназии, чего Доклад призывает остерегаться.
Как бы то ни было, в документе звучит призыв «включить в законодательство стран-участниц право на получение паллиативного лечения в соответствии с социальным контекстом в каждой из стран и выделить на эти нужды соответствующие средства».
В этих условиях, заключает текст документа, каждое государство должно осознать необходимость принять меры, чтобы гарантировать адекватное лечение (согласно положениям Европейской Декларации 2014 года), с особым вниманием к наиболее уязвимым членам общества, этническим меньшинствам и детям, а также организовать соответствующую специальную подготовку для медицинского персонала.
Решительно выступая против всякого искушения искусственным образом ускорить кончину больного, представители католического духовенства убеждены, что «паллиативное лечение представляет собой дело большого гуманизма и является проявлением сочувствия общества к его самым страждущим членам и признания их достоинства».