Это было почти сто лет назад.
Через 17 дней после того, как 29 апреля 1916 года турецкая армия под командованием Халиль-паши в Кут-Эль-Амаре у рубежей Ирака нанесла поражение британским войскам под командованием генерала Таунсенда.
16 мая 1916 года британское и французское правительства при одобрении и поддержке царской России заключили тайное соглашение.
Согласно ему, русские должны были объявить своей «зоной влияния» Стамбул и Черноморские проливы, а также значительную часть Восточной Анатолии под названием «Армения».
Британцы же пользовались бы «влиянием» в регионе, охватывающем нынешний Ирак и Кувейт, север Персидского залива, Южную Месопотамию, чтобы обеспечить выход в Индию, их колонию того времени, и контролировать новые нефтяные скважины.
* * *
Октябрьская революция 1917 года в России не только раскрыла это соглашение, но и испортила игру.
Документы, изъятые из царского архива по поручению Ленина сразу же после революции, сначала были опубликованы в газетах «Известия» и «Правда», а затем в Guardian в Великобритании (Wikileaks того времени), и балансы изменились.
Выход Советов из войны стал важным опорным элементом, способствовавшим тому, что война за независимость и сопротивление во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком в Турции, которая в 1918 году вышла из войны побежденной, завершились победой и созданием Республики в 1923 году.
* * *
По мнению некоторых историков, вдохновителем этого секретного документа был министр иностранных дел царской России Сергей Сазонов, который первым предложил идею раздела «больного человека Европы» на зоны влияния.
Но после контактов шерифа Мекки Хусейна ибн Али с британцами, а британцев — с русскими в ноябре 1915 года начались переговоры между британским дипломатом Марком Сайксом и французом Франсуа Жорж-Пико. И, как мы уже отметили выше, соглашение между правительствами было подписано спустя 17 дней после битвы в Эль-Куте.
Поэтому его называют соглашением Сайкса — Пико.
* * *
Этот договор не удалось претворить в жизнь, но с созданием Турецкой Республики территории арабского мира, оставшиеся за пределами ее границ, были разделены на части.
Как прямые, проведенные на бумаге по линейке и простирающиеся на тысячи километров в песках пустыни, границы между Саудовской Аравией, Сирией, Иорданией, Ираком были определены в соответствии с зонами влияния британцев и французов без учета истории, географии, населения, но с вниманием к нефтяным месторождениям и торговым путям.
Век соглашения Сайкса — Пико был недолог, но его дух продолжал жить.
* * *
Когда Советы впервые предали огласке это соглашение, оно подверглось критике, поскольку не касалось двух важных групп Ближнего Востока: евреев и курдов.
Инициатива, завершившаяся созданием израильского государства в 1948 году, брала свое начало еще в 1917 году с Декларацией Бальфура.
С самого создания Турецкой Республики курдские восстания, которые возникали не только в Турции, но и в Иране, Ираке, всегда преследовали одну цель — обособить курдское государство от этих границ. Демократическая партия Курдистана (ДПК) в Ираке и Рабочая партия Курдистана (РПК) в Турции — сумевшие сохраниться до сегодняшнего дня примеры действий, лежащих в основе вооруженной борьбы.
* * *
Гражданская война в Сирии обнаружила нового игрока.
Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) не признавало проведенные на песках границы и хотело получить государство, отняв земли у других стран.
Эти планы противоречат доле, которую желает получить сирийское ответвление РПК — Партия «Демократический союз» (PYD), а также зоне доминирования ДПК в Ираке, делая ситуацию еще более трудноразрешимой.
* * *
Может быть, сейчас тоже действует какое-нибудь тайное соглашение Сайкса — Пико? Увы, пока кто-нибудь не сделал разоблачение, узнать это невозможно.
Тем не менее, складывается следующая картина.
В регионе де-факто рушатся два государства; это Сирия и Ирак, созданные под вдохновением Сайкса — Пико.
Три негосударственных игрока в регионе пытаются создать государство: один из них (радикальные сунниты) нацелен на салафитское государство, два других — на курдское.
Четыре государства в регионе обладают потенциалом для расширения в экономическом и военном отношениях. Это Иран, Саудовская Аравия, Израиль и Турция.
Еще более запутанной данную картину делает военное присутствие на сирийской и иракской аренах двух нерегиональных игроков и сверхдержав — США и России. Великобританию и Францию теперь мы рассматриваем в качестве сил на стороне США в рамках НАТО.
* * *
Границы, несмотря на то, что спустя сто лет стало понятно, что они были искусственными, стали меняться снова? Когда это прекратится и против кого будет происходить — предсказать невозможно.
Политическая история региона — история о том, как все идет не так, как планировалось.
Неслучайно после вступления в игру России американцы, которые еще совсем недавно говорили известным группам в Ираке и Сирии: «Вперед, мы с вами», — теперь изменили свой тон: «Мы не содействуем созданию курдского государства».
* * *
В условиях этой картины самая рациональная стратегия для Турции — собраться с силами, не соблазняясь на привлекательность расширения и не поддаваясь грезам о нем, а также укреплять мир внутри страны через расширение демократии в той или иной форме.
Надо признать, что с точки зрения границ в нынешних условиях это должно выражаться в приверженности договору НАТО.
А с точки зрения политического будущего — в том, чтобы таким образом держаться вдалеке от большой политики Ближнего Востока, где завтрашний день предсказать невозможно, и по мере возможности упрочивать демократические и экономические связи с ЕС.
Даже если сегодня в рамках тайного договора где-то на бумаге проводятся новые границы, выход — не в сценариях с неизвестным завтрашним днем, а в прогнозируемых, демократических сценариях.