На фоне скандальных российских публикаций о Вооруженных силах Армении, 10 марта в Москве состоялись переговоры между президентом Армении Сержом Саргсяном и президентом России Владимиром Путиным. Согласно официальному сообщению, «руководители стран — стратегических партнеров обсудили широкий спектр вопросов, касающихся повестки двухсторонних отношений, а также коснулись перспектив развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, обменялись мнениями об актуальных международных и региональных проблемах и вызовах».
Саргсян и Путин также обсудили вопросы, касающиеся настоящего этапа урегулирования карабахского вопроса, существующие проблемы и возможности продвижения процесса. Путин, приветствуя Саргсяна, сказал, что российско-армянские отношения — это отношения стратегического партнерства, хотя и есть вопросы объективного характера.
«Имею в виду, прежде всего, экономическое наше взаимодействие, хотя и здесь мы понимаем, что в целом мы можем быть удовлетворены тем, как мы выстроили базу наших отношений»,— сказал Путин. Он также отметил, что в связи с председательством Армении в ОДКБ он надеется поговорить с президентом Армении, как с председателем этой международной организации, потому что именно она отвечает за вопросы безопасности, за борьбу с терроризмом, с организованной преступностью, за то, чтобы на наших границах было все спокойно.
В ответ, Саргсян подчеркнул: «Являясь председателем в ОДКБ, мы уделяем большое внимание реализации тех решений, которые мы приняли на сентябрьских и декабрьских сессиях ОДКБ. Нас, конечно, беспокоит ситуация в сопредельных с зоной ответственности ОДКБ регионах. И как во время декабрьской сессии, и в других моих выступлениях, еще раз громогласно заявляю, что мы твердо поддерживаем позицию России по сирийскому вопросу. И конечно, мы приветствуем ту договоренность, которой вы достигли с Соединенными Штатами, о прекращении боевых действий; это может стать ключом к политическому решению этого вопроса».
Хотя детали визита остались за довольно широкой пеленой секретности, президенты сделали несколько интересных заявлений во время своих протокольных выступлений. Следует отметить замечания российского президента об имеющихся проблемах в российско-армянских стратегических отношениях и заметку Саргсяна насчет позиции России в сирийском вопросе. Вызывает интерес также факт, что президенты не обсудили темы, выдвинутые экспертами до визита, такие, как карабахский конфликт на фоне российско-турецкого обострения и новые армяно-российские газовые договоренности.
Координатор рабочей группы изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков в беседе с «168» дал позитивную оценку встрече Путин-Саргсян. По его мнению, выступления президентов отразили высокий уровень российско-армянских стратегических отношений. По словам Скакова, президент РФ ясно сказал, что в этих отношениях есть вопросы, но стороны делают все возможное, чтобы нейтрализовать их, что, по его оценке, самое важное.
Российский политолог уверен, что президенты имели широкий спектр для дискуссий и исчерпали его. «Ясно, что обо всем этом не стали бы говорить открыто. Как я и говорил накануне, на повестке встречи были как традиционные российско-армянские вопросы, так и вероятность каких-либо действий Азербайджана на фоне российско-турецкого напряжения. Не исключено, что Турция пойдет на провокации.
Очевидно, что эту тему президенты не могли обойти, потому что она одна из самых важных. В эти дни было много разговоров также о военных сделках между Россией и Азербайджаном и Россией и Арменией. Наверняка, российская сторона заверила, что баланс сил между Арменией и Азербайджаном сохраняется, особенно, если учесть, что в российской прессе произошли утечки информации, которые, очевидно, нуждаются в разъяснениях»,— сказал Скаков.
Он позитивно оценил и замечания Саргсяна по сирийскому конфликту. «Это говорит о том, что российско-армянские стратегические отношения искренни и надежны»,— отметил Скаков.
«Хорошо, что в России осознают, что торговля с Арменией переживает серьезный упадок. Ясно, что они (президенты) не могли это игнорировать. С болью должен отметить, что не только сокращается торговля, но и Газпром отказывается снизить цену на газ. Вы представляете, что происходит с нашей промышленностью? Большая часть компаний работает на газе, производит продукт, который уже изначально неконкурентоспособен на международных рынках, потому что цена искусственно возвышена. Хотя и наши (власти) виноваты в этом.
К сожалению, именно в дни встречи стало известно, что скидки не будет. Президенты встретились, но ни один важный для нас вопрос не был решен. Я не вижу результатов. Кроме этого, официальные сайты России публикуют сведения о наших вооружениях, или же распространяется информация о дислокации наших военных частей. Разве это достижение? Мы не знаем, пусть скажут нам. Очень хорошо, что проводят встречи, но пусть эти встречи имеют и результаты. Обсуждать неудачи ЕАЭС тоже бессмысленно»,— отметил Григорян.
Эксперт не сомневается, что во время встречи обсуждался вопрос публикации списка вооружений, потому что это имеет отношение к безопасности Армении. «Я не знаю ответ Путина, но я знаю, что это не случайный ход и это имеет свое объяснение. Россия — страна, в которой даже ученые привлекаются к ответственности, когда в своих статьях раскрывают секретную информацию. То есть, против Храмчихина тоже могут предпринять действия. Россия на самом деле серьезная страна, и мне больно, что в Армении сформировалось иное мнение о ней.
Серьезность в том, что Россия, забыв о стратегическом партнерстве с Арменией, дает знать Азербайджану, что у нее нет секретов от Баку, и что она продала Азербайджану вооружения, которые качеством ничуть не уступают вооружениям, переданным Армении. Россия показывает, что Азербайджан тоже близок ей. Она ведет серьезную политику, и ей нужен Азербайджан. В этом и причина всего происходящего. Важно понять, что все это настолько важно для России, что она готова манипулировать интересами Армении и Карабахом, если это будет необходимо»,— сказал Григорян.
Говоря о замечаниях Саргсяна насчет сирийского конфликта, Григорян сказал: «Когда речь идет о политической поддержке, то не вижу серьезной опасности. Если бы говорилось о силовой поддержке, увидел бы. Даже американские чиновники говорят, что Россия лидирует в борьбу в Сирии, и они приветствуют это. Это не проблема».