Великая (у православных Страстная) пятница, в прошлом имевшая в Чехословакии статус общегосударственного праздника, вскоре после прихода коммунистов к власти, а именно в начале 1950-х годов, более чем на полвека исчезла из календаря. После длительного перерыва чехи смогут, уже не краснея, на вопрос приезжающих на Пасху многочисленных туристов, является ли день рабочим, ответить отрицательно. Выпавший в нынешнем году на 25 марта самый скорбный день Страстной седмицы и единственный в году, когда в храмах не совершается таинство Евхаристии, возвращен в календарь официальных государственных выходных. Многие чехи посещают на этой неделе кладбища, чтобы успеть до Пасхи убрать могилы своих близких. Кладбища, и не только в силу изменяющегося и к ним, и к церемониям прощания отношения в чешском обществе, тоже стали темой нашей сегодняшней программы.
Вы узнаете о перспективе создания в Праге парка в стиле дзэн, где предусмотрена возможность так называемых экологических погребений, к которому чехи проявляют небывалый интерес, проекте опекунства над могилами, наиболее интересных идеях конкурса мемориального дизайна и многом другом. Побеседовать об этом с нами согласился директор Управления пражскими кладбищами Мартин Червены. Управления, ведающего 29 кладбищами столицы с примерно 200 тысячами могил.
В прошлом году в Праге, на территории лиственного леса в Дяблицах, появилось альтернативное место захоронений, названное «Лесом воспоминаний». Вместо надгробий здесь возвышаются деревья. Пришедшие попрощаться со своими близкими высыпают принесенный в урнах пепел в выкопанные под деревьями ямки или вверяют прах специальным биологически разлагающимся урнам, а на деревьях прикрепляются небольшие таблички с именами почивших. По словам одного из инициатора «Леса …» Бланки Дoбешовой, каждый второй ритуал кремации в Праге проводится без прощальной церемонии с умершим. Это и подтолкнуло людей, которым такая ситуация небезразлична, к поиску альтернативного решения. Первопроходцы нового проекта стремились проникнуть в душевный строй современных европейцев, многим из которых атмосфера крематориев кажется настолько враждебной, что они предпочитают свести предлагаемые ими услуги к минимуму. И природная площадка для захоронений оказалась весьма востребованной. Некоторые из поддержавших идею возникновения «Леса…» также объясняют такое начинание стремлением избежать того, чтобы будущие поколения, по сути, «ходили по костям».
Площадь участков для альтернативных погребений расширится
— Я должен признаться, что рад тому, что «Лес воспоминаний» вызвал среди жителей города такой отклик и интерес как место для проведения прощальных церемоний. Если сравнить это нововведение с другими новинками, например, с открытием нового кладбища или предложением традиционных похоронных услуг, данная инициатива, которая носит экологический характер, вызывает среди населения повышенный интерес. Только за первый месяц в «Лесу воспоминаний» были арендованы десятки участков и состоялось множество похоронных обрядов. Это достаточно редкий успех для Праги, — полагает Мартин Червены.
— Как, возможно, и то, что по традиционным кладбищам все-таки звонит колокол?
— Звонит он, к сожалению, уже давно, практически чуть ли не все минувшее столетие. Связано это с переломным моментом, когда в 1920-е годы в Чехии разрешили кремировать усопших. Кремация сразу же заняла важное место среди способов погребения, став особенно востребованной после войны, что объясняется как специфичной ситуацией столицы, так и ослаблением роли традиционных ценностей в обществе и потерей веры. На фоне процесса снижения значимости религии в обществе, клабища в глазах многих становятся каким-то пережитком, и эта тенденция, к сожалению, не идет на спад.
— Насколько мне известно, многие из тех, кто является сторонниками экопогребения, стремятся жить вполне осмысленной и одухотворенной жизнью. Есть среди них и верующие люди. Думаю, что знака равенства между поддержкой альтернативных видов погребения и отсутствием веры ставить нельзя.
— Конечно, нет. Скорее, дело в том, что поскольку в прошлом большинство людей были верующими, в данном случае дело даже не в принадлежности к определенной конфессии. Для многих традиционные похороны и место захоронения были значимы еще и как определенный ритуал, в отличие от людей неверующих, однако я не хотел бы быть понят превратно. Фактом остается то, что традиционное отношение людей к месту захоронения членов семьи существенно ослабело, и пражские кладбища постепенно уже перестали выполнять свою прямую функцию. Это связано также с тем, что урну с прахом близкого человека, согласно чешскому закону, сегодня можно оставить у себя дома, захоронить у себя в саду или просто развеять прах над рекой или в лесу, тогда как в прошлом урну выдавали близким только после предъявления теми ими доказательства о наличии места для ее захоронения.
— В конце минувшего года появилось краткое сообщение о том, что в Праге откроется сад в традициях дзэн, где можно будет осуществлять экологическое погребение. Связаны ли эти планы, помимо прочего, со стремлением удовлетворить спрос со стороны людей, исповедующих буддизм?
— Вообще-то эта инициатива не нацелена на возможные предпочтения какой-либо отдельной религиозной или этнической группы, и с подлинным дзэн-буддизмом у проекта не так уж много общего. Для нас это, скорее, в каком-то смысле, рабочее название, оно обозначает место гармонии, где можно будет погрузиться в раздумья, и название «Дзэн-сад», думаю, полностью отражает этот замысел. Тем не менее, там также будут присутствовать элементы, характерные для таких садов — камни, песок и т. д. Проект пока находится в начальной стадии, мы таким образом хотели откликнуться на просьбы, связанные с «Лесом воспоминаний». Большинство отзывов на эту инициативу, позволяющую захоронить прах прямо у подножий деревьев, без установки могильных плит, были положительными, однако часто также высказывались претензии по поводу лесистого характера выбранной местности, поэтому мы решили предложить еще один вариант – парковую мемориальную зону. Однако способы захоронения останутся такими же, как и в «Лесу воспоминаний».
Прививка против манкуртизма
— Вы как-то упомянули, что посещение кладбищ необходимо так же, как прививка против инфекций. Как, на ваш взгляд, развивается отечественный кладбищенский туризм в последние годы?
— Я возьму на себя смелость сказать, что интерес к этому виду путешествий непрерывно повышается во всем мире, и мы — не исключение, хотя росту такого интереса в Чехии присущ более плавный, постепенный характер. Положительным фактором можно назвать то, что люди приходят на кладбища преимущественно с познавательной целью, в поиске ответов на экзистенциальные вопросы или просто чтобы предаться раздумьям, то есть это не имеет ничего общего с «темным туризмом» (англ. dark tourism, – прим. ред.), сомнительной разновидностью некропольного туризма. Поэтому я несколько преувеличивал, говоря о небходимости прививки в виде посещения кладбищ, так как каждый человек, думаю, непременно должен осознать собственное бытие и вспомнить об истории, существовавшей до нас, истории предков.
— В последнее время было разработано несколько приложений для мобильных платформ — мобильный путеводитель по Вышеградскому и Ольшанскому кладбищам, ставших подспорьем в их популяризации. Ольшаны, которые в будущем, как вы говорили, могли бы стать чешским Пер-Лашез, напомню нашим слушателям, являются самым большим местом захоронений в Праге. Где эти приложения можно скачать?
— Пока это мобильный гид по двум кладбищам в трех вариантах, два из которых предлагаются также на английском языке. Это — шаг навстречу молодым людям, которые приходят на кладбище без «бедекера». Честно говоря, путеводители по нашим кладбищам выходили довольно редко. Так что при входе на кладбище это приложение можно скачать бесплатно, благодаря чему посетители найдут самые интересные места. Это помогает сориентироваться и интуристам, которые, в первую очередь, стремятся побывать на Вышеградском кладбище и, бывает, не могут найти могилу Антонина Дворжака и других прославленных людей, известных и за рубежом. Без приложения они бы, например, не узнали о существовании других кладбищенских достопримечательностей.
Kaфка, Дворжак, Сметана…
— Чью могилу чаще всего разыскивают интуристы?
— Должен сказать, что это, скорее всего, могила Франца Кафки, которая находится на Новом еврейском кладбище, представляющем отдельную часть комплекса Ольшанских кладбищ. Оно находится между улицами Яна Желивского и Израильской. Туристы, к слову, зачастую ошибочно ищут эту могилу совсем в другой части Ольшанских кладбищ. Многих интересует и могила Яна Палаха, совершившего акт самоссожения в знак протеста против введения в Чехословакию войск стран Варшавского договора. А на Вышеградском кладбище первым делом разыскивают места захоронения Антонина Дворжака, Бедржиха Сметаны и художника Альфонса Мухи, чей прах покоится на Славине.
— Напомним, что новое еврейское кладбище, раскинувшееся на территории площадью 101 430 кв метров, является самым большим местом захоронения евреев в Чехии и с 1958 года включено в национальный список объектов исторического и культурного наследия. Посещают это место нередко и для того, чтобы полюбоваться высоким художественным уровнем надгробий, которыми отмечены многие здешние образцы архитектуры памяти и скорби. Их авторами были такие маститые скульпторы как Aнтонин Балшанек, сочетавший неоренессанс с модерном, Йозеф Фанта, родоначальник современной чешской архитектуры Ян Котера и многие другие.
Teмное закулисье Дяблиц
— Не так давно я узнала, что рядом с жертвами нацизма в шахте Дяблицкого кладбища погребены гестаповцы, коллаборационисты, жертвы коммунистических репрессий и десятки детей, родившихся у женщин-политзаключенных в тюрьмах и умерших в 50-е годы прошлого века. Имеют ли возможность узнать обо всем этом посетители Дяблицкого кладбища, есть ли там информация, рассказывающая об этой ушедшей эпохе?
— Лишь в ограниченной мере. При входе на кладбище установлен небольшой ориентационный план, где обозначены самые значимые места: погребения в шахтах, места захоронения политзаключенных. Печальной правдой, однако, действительно остается то, что Вышеградское и Ольшанское кладбища знают все, а Дяблицкое, хотя оно и является уникальным, большинству неизвестно.
— Помогла ли в какой-то мере привлечь внимание к Дяблицкому кладбищу эксгумация и последующее перезахоронение останков священника Йозефа Тоуфара, начало процесса беатификации которого как первого чешского мученика коммунистического режима в рамках церкви было одобрено Чешской епископской конференцией? Напомним, что он обвинялся в фальсификации чуда в Чигоште — во время мессы в движение пришeл полуметровый алтарный крест, чему до сих пор не нашлось объяснения, и скончался в 1950 году от пыток, которым его подвергли сотрудники чехословацкой службы безопасности, стремившиеся выбить из него «правду».
— Эксгумация тела священника Йозефа Тоуфара оживила интерес к этому кладбищу, так как у этого процесса были как сторонники, так и противники. В итоге, все это обернулось в пользу данного места захоронений, так как было предложено включить шахты Дяблицкого кладбища в список национальных памятников истории, а также открылась дискуссия о том, не следует ли эксгумировать останки других наших жертв коммунистического режима, как это сделали в Польше и еще в некоторых странах с целью проведения генетических экспертиз. Относительно недавно вопрос обсуждался чешскими сенаторами. Общество в большей степени начинает осознавать здесь свою ответственность.
— Останки настоятеля Тоуфара, как лишь пару лет назад узнали его соотечественники, покоились по соседству с цирковым слоном. Это фантастическая ситуация, вызывающая ощущение абсурда…
— Да, да, и это соседство — подтвержденный факт: биографу священника Тоуфара о месте общего захоронения рассказали могильщики, служившие на Дяблицком кладбище в то время. Власти, в частности, выделили место под совместное захоронение, где было разрешено хоронить не только жертв политических репрессий, но и самоубийц или неопознанных людей. Туда же закапывали останки из отделений патологоанатомии, останки абортированных эмбрионов и, как оказалось, также останки умершего циркового слона.
— Официального разрешения хоронить животных с политзаключенными, однако, не было?
— Не было, это была частная инициатива управляющего кладбищем, который таким образом пошел навстречу своему знакомому циркачу. Цирк решал проблему, куда девать сдохшее животное, а в Дяблицах как раз были частично раскопаны шахты, и этим обстоятельством решили воспользоваться.
Опекунство над могилами
— Как развивается ваш проект опекунства над бесхозными пражскими захоронениями выдающихся представителей чешского народа, стартовавший в 2013 году и предполагающий появление меценатов, согласных оплачивать восстановление надгробий и вносить арендную плату за места на кладбище?
— Этот проект, как и «Лес воспоминаний», также оказался жизнеспособным и получил за более чем два с половиной года достаточно широкую известность. Можно сказать, что он оправдывает наши ожидания: из примерно 200 могил, которые мы включили в проект на первом этапе, для более чем половины из них найдены меценаты. Большая часть этих могил уже была отремонтирована или реконструируется в настоящее время, что является определенным успехом. Однако в целом мы находимся все еще в начале пути, потому что количество заброшенных погребений выдающихся деятелей, которые могли бы быть внесены в наш проект, возможно, достигает цифры в несколько тысяч. В рамках данного проекта мы также инициировали сбор финансовых средств, предназначенных на благоустройство этих мест захоронения, так как многие люди сообщали нам, что, не будучи состоятельными, они хотели бы поддержать проект одноразовыми или двухразовыми финансовыми взносами. Сегодня в рамках проекта можно сделать и благотворительный перевод с помощью SMS-сообщения.
— Опека над чьими могилами привлекла больше всего желающих?
— Самый большой интерес был проявлен к опекунству над погребениями хорошо известных еще по школьной программе чешских классиков, таких как писатель, поэт и собиратель народных сказок и песен Карел Яромир Эрбен, автор «Светлячков» Ян Карафиат, художник Якуб Шиканедер. Опекунство над их могилами шло прямо-таки нарасхват. Однако существует достаточно длинный перечень людей, о заслугах которых перед наукой или искусством знают немногие. На нашем портале в рамках информации о проекте опекунства мы разместили биографии этих светил науки — некоторые являются основоположниками ключевых научных дисциплин. Можно упомянуть, к примеру, имя Карла Иосифа Наполеона Баллинга (1805 — 1868, Прага). Этот профессор химии не только изобрел в 1839 году измеритель сахарной кислоты, но и внедрил методологию измерения плотности, внеся неоценимый вклад в развитие пивоварения. Плотность сусла измеряется у нас в градусах Баллинга, и именно благодаря ему мы знаем, какой плотности пьем пиво — 10 % или 12 %. При этом его могила была заброшена. Проект помог нам найти опекуна этого осиротевшего захоронения, и теперь могила выдающегося химика вновь выглядит достойно.
«Примагнитить» душу к душе
В прошлом году Мартин Червены выступил одним из соинициаторов смотра-конкурса работ по кладбищенскому дизайну, призванного с оглядкой на разнообразие мемориальных произведений прошлого вернуть многогранность миру кладбищенской архитектуры. Лучшим был признан макет урн для праха Зузаны Кнапковой, позволяющий соединить с помощью магнита урны супругов, близких людей или членов семьи — своеобразная материализация выражения «Жить душа в душу». Жюри положительно оценило простой дизайн и подбор автором пастельных тонов. Особой премии удостоился проект Петры Краусовой, «многостраничное» надгробие, отличающееся слоистым строением: использоваться могут различные породы камня и другие материалы, которые представляют разные этапы жизни умершего человека. Кладбищенская скульптура и архитектура становились настоящими произведениями искусства как в период Чехословацкой Первой республики, так и ранее. Заказы, связанные с увековечиванием памяти человека, получали виднейшие скульпторы и архитекторы своего времени.
Продолжает Мартин Червены:
— Однако в послевоенные годы, как и в социалистический период, внешний вид кладбищ оставлял желать лучшего. Мемориальное искусство постепенно растворялось и почти исчезло. Что мы имеем на сегодняшний день? Люди приходят в камнетесную мастерскую, заказывают полуфабрикаты. Зачастую надгробия низкопробного качества привозятся откуда-то с Востока, это почти сплошь китч, который здесь лишь монтируется. Поэтому мы хотели привлечь внимание к этой сфере, коей является увековечивание памяти, где должен проявляться индивидуальный подход.
Обустраивая квартиру, мы изучаем каталоги и ассортимент, посещаем ряд магазинов, выясняя, в какой обстановке мы и наши близкие чувствуем себя наиболее естественно, и какой стиль лучше всего выражает нашу индивидуальность и уникальность. Однако когда приходит время позаботиться о надгробных памятниках, мы практически лишены такой возможности. Поэтому мы решили, что это неосвоенное пространство дает шанс показать себя как известным скульпторам, архитекторам и дизайнерам, так и начинающим молодым творцам, что и подтвердилось в ходе данного конкурса.
В окончательном виде итоги конкурса будут представлены в 2016 году. Его завершением станет издание каталога, в котором будут сосредоточены лучшие предложения из более чем 300, присланных на конкурс.
«Мы также стремимся, чтобы проекты были представлены до мая-июня текущего года на портале и в Интернет-каталоге, а самые интересные предложения планируем реализовать и установить на кладбищах, чтобы посетители смогли оценить их по достоинству», — поделился своими планами с русской редакцией Радио Прага директор Управления пражскими кладбищами Мартин Червены.