Генеральная конфедерация итальянских ремесленников из Местре считает, что главной причиной являются отнюдь не санкции и контрсанкции, хотя они и обошлись Италии в 3,6 миллиарда евро. Особенно серьезно пострадал промышленный сектор.
Мы все меньше продаем в Россию, сообщает статистика, и этот факт вызывает активные дискуссии. Многие политики требуют немедленно отменить европейские санкции, принятые в ответ на аннексию Крыма и роль, сыгранную Москвой в гражданской войне на Украине. Но если наши товары больше не находят сбыта, виной этому не санкции и кремлевские контрсанкции, а исключительно глубокий экономический кризис в России. Последние данные, опубликованные Ассоциацией ремесленников и малых предприятий Местре, показывают, что резкое снижение экспорта (минус 34% за два года) произошло в промышленном секторе, не пострадавшем от европейского эмбарго.
Русские покупают гораздо меньше автомобилей, промтоваров, одежды, обуви, мебели и электрических приборов, потому что у них нет денег, и внутренний спрос резко упал. После обвала цены на нефть и газ, составляющие главную статью российского экспорта, Кремль не может вывести страну из рецессии, которая в данном случае сопровождается серьезной инфляцией. С 2013 по 2015 год наш экспорт в Россию упал с 10,7 до 7,1 миллиарда евро. Но санкции не играют в этом практически никакой роли. Как сообщает Институт внешней торговли в Москве, подобная динамика «в значительной степени обусловлена воздействием реальной экономики или валютным эффектом». Другими словами, всему виной рецессия и падение рубля. Поэтому если Италии придется делать выбор, поддерживать российское предложение об отмене санкций или нет, это должно быть политическим решением. Не следует руководствоваться экономическими мотивами и считать, что санкции вредят нашему экспорту.