В круговороте различных событий многие совсем не обратили внимание на состоявшийся в Вашингтоне саммит по ядерной безопасности, хотя то, что на нем обсуждалось, самым непосредственным образом связано с актуальными политическими проблемами. Прозвучало предположение, что четвертое по счету совещание на эту тему может стать последним.
Президентские полномочия инициировавшего саммиты по ядерной безопасности Барака Обама подходят к концу, и в дальнейшем многое будет зависеть от работы, которую проделают специалисты в этой области на уровне Международного агентства атомной энергии и Интерпола. Как известно, Обама назвал ядерное разоружение и укрепление ядерной безопасности одной из своих важнейших внешнеполитических целей, поэтому возникает вопрос, не изменится ли такое отношение после ожидаемой смены власти в Белом доме.
Это вызывает тревогу в условиях, когда в соответствии как с общепринятым мнением, так и с озвученными на саммите заключениями угроза ядерного терроризма непрерывно растет. Правда, разработаны соответствующие планы действий, и участники саммита обязались, как говорится в совместном заявлении, приложить необходимые усилия с целью недопущения попадания «ядерных и других радиоактивных материалов» в руки «не связанных с государством игроков», то есть — преступных группировок.
Но есть и другие причины для беспокойства — продолжающиеся ядерные испытания Северной Кореи, Ирана в нарушение установленных в резолюциях ООН запретов, а также политика России. В вашингтонском саммите эти государства не приняли участия. Неприбытие Путина, возможно, означает, что договор США и России о ядерном разоружении, который вступил в силу в 2011 году и предусматривает сокращение ядерного арсенала до февраля 2018 года (чтобы количество ядерных боеголовок у каждой из сторон не превышало 1550), может остаться на бумаге.
В свою очередь, ядерное оружие, которое после развала СССР правительство Украины убрало с Крымского полуострова, может вернуться туда — на этот раз по команде России. Напомним: в начале 90-х годов Россия и Запад уговорили Украину отказаться от статуса ядерного государства в обмен на твердые гарантии территориальной целостности, которые, казалось, были даны с подписанием будапештского меморандума от 1994 года, а в особенности российской стороной — с заключением в 1997 году «договора о дружбе».
Непосредственно перед первым саммитом по ядерной безопасности Киев согласился отдать также запасы обогащенного урана… И по этой причине агрессия Кремля против Украины, которая проявилась в оккупации и аннексии Крыма и до сих пор проявляется в захвате части Донбасса, вызывает последствия, которые еще долго будут давать о себе знать. Непросто предвидеть, как будут развиваться технологии вооружений, в том числе и ядерных, но вряд ли кого-либо будет легко уговорить отказаться от них.
Теракты в европейских городах и война на Украине вынуждают нас смотреть на ситуацию в сфере безопасности по-новому. Реалистично.