Во Франции будут наказывать клиентов секс-услуг, а не тех, кто зарабатывает своим телом. Согласно новому закону, за первый раз выпишут штраф в одну тысячу 500 евро, за каждый последующий — 3 тысячи 750 евро. При этом с самих работников секс-сферы ответственность снимается.
Шведская модель
Впервые аналогичные меры были введены в Швеции, затем в Норвегии и Исландии. Шведские полицейские уверяют, что это значительно помогло уменьшить масштабы уличной проституции и остановило распространение торговли людьми. По словам доцента Санкт-Петербургского государственного университета Натальи Ходаревой, одним из положительных моментов шведской модели является ее просветительский характер. Он снижает дискриминацию женщин в обществе, способствует гендерному равенству.
А вот по мнению председателя международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирины Альховки, такая модель не учитывает мнения самих секс-работников, для определенной части которых продавать свои услуги — сознательный выбор. Кроме этого, криминализация клиента косвенно криминализирует и проституток. А это закрывает им доступ к сервисам по защите своего здоровья, к примеру, по защите от ВИЧ или инфекций, передаваемых половым путем.
«Если это форма занятости, то у таких людей должна быть возможность себя защитить. Если этот бизнес криминализируется, такой возможности нет. Клиенты, которые боятся наказаний, предлагают принимать таких женщин у себя дома, где есть больший риск быть изнасилованной, чем в специально отведенных для этого местах и учреждениях. Это тоже опасность, о которой необходимо помнить», — говорит Ирина Альховка.
Австралийская или нидерландская модель
Однако в 2007 году мэр Амстердама Йоб Кохен признавал, что легализация была ошибкой: «В центре города продается слишком много сексуальных услуг, что привлекает криминал, в частности, торговлю людьми и сексуальную эксплуатацию». «Этот опыт учит нас тому, что бизнес расширяется, а криминальный элемент не уменьшается, — говорит Наталья Ходарева. — В страны, где проституция легализована, привозят много женщин. Остается детская проституция. К сожалению, эта модель также не доказала свою эффективность».
В Белоруссии
В Белоруссии проституция запрещена. Работники этой сферы наказываются штрафом или административным арестом. Кроме этого, если вина в занятии проституцией доказывается, эта информация направляется на работу и в школу, где обучаются дети виновного. Существует возможность лишения родительских прав.
Программный менеджер проекта по профилактике ВИЧ-инфекции среди женщин, вовлеченных в секс-бизнес, Елена Смирнова говорит, что сегодня в Белоруссии около 22 тысяч женщин оказывают интимные услуги за деньги.
«Их средний возраст составляет 20-34 года. Почти 54% из них имеют детей. Почти 42% имеют инфекции, передающиеся половым путем, 4% — ВИЧ».
По ее мнению, путь, которым должна пойти Белоруссия, — отказ от криминализации секс-работника, но ни одна модель (шведская или нидерландская) в чистом виде нам не подходит. Первым шагом должна стать борьба с дискриминацией в отношении сотрудников секс-сферы, ВИЧ-инфицированных.
Ирина Альховка полагает, что сегодня легализация не нужна ни самим секс-работникам, ни населению. Не поможет и криминализация клиента, так как женщины станут от них еще более зависимыми. По данным МВД, в прошлом году работников секс-бизнеса в Белоруссии задерживали одну тысячу 625 раз, что на 18% больше, чем в 2014 году. В одном Минске таких задержаний было 695.