Президент Ирана Хасан Рухани намерен претворить в жизнь проект, давно лежавший на полке. Работу над ним уже начал Тегеранский университет. Речь идет о строительстве судоходного канала, который свяжет Каспийское море с Персидским заливом. Проект скоро будет реализован. Уже сейчас его называют иранским «Суэцким каналом».
Ожидается, что для этого проекта Иран попросит помощи у России. Прогнозируемая стоимость проекта — семь миллиардов долларов. Завершить его планируется в 2030 году. Благодаря ему страны, выходящие к Каспийскому морю — Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Россия, Иран — смогут транспортировать нефть и природный газ в открытое море. Это оживит экономики южнокавказских и прикаспийских государств.
Напомним, сейчас речные суда могут выходить из Черного моря в Каспийское. Предполагается, что и этот водный путь станет более удобным. А если соединение Черное море — Каспий будет открыто для более крупных судов, в таком случае можно будет обеспечить более эффективное сообщение с Европой через Черное море. Как известно, через реку Дунай это сообщение может достигать центра Европы. Поэтому мы можем сказать, что соединение Каспия с Персидским заливом будет обладать еще большим значением.
Благодаря иранскому проекту российские военные корабли тоже смогут выходить в открытое море без необходимости в турецких проливах. Так они смогут конкурировать с американским флотом, который сейчас свободно действует в Персидском заливе. Конечно, военное и экономическое значение проливов Босфор и Дарданеллы при этом снизится. В этой связи заметим, что, если уменьшится число судов, проходящих через проливы, проект строительства канала «Стамбул» (проект судоходного канала из Мраморного моря в Черное — прим. пер.) может не иметь финансовой отдачи.
Вместе с тем напомним, что стоимость проекта канала «Стамбул» тоже прогнозируется на уровне семи миллиардов долларов. Если у этого проекта не будет финансовой отдачи, то не нужно тратить эти ресурсы впустую. Использовать их можно для завершения проекта Юго-Восточной Анатолии (GAP, проект, предусматривающий комплексное развитие региона на основе реализации масштабных гидроэнергетических проектов — прим. пер.). Этот проект может обеспечить рост валового сельскохозяйственного продукта Турции (с 63 миллиардов долларов до более 200 миллиардов) и, к тому же, до трех миллионов рабочих мест.
Как вы понимаете, налицо серьезная проблема экономического выбора. На какой проект направить ресурсы: канал «Стамбул» или GAP? Необходимо провести тщательную работу. Кроме того, на повестке дня возникает вопрос: нужно ли соединить с каналом Каспий — Персидский залив озеро Ван? Как известно, экономический центр мира смещается в Тихоокеанский регион. В таком случае эти новые события было бы полезно принять во внимание. Иначе канал «Стамбул» может превратиться в «чемодан без ручки».