После серьезного похолодания в отношениях Москвы и Анкары вслед за падением сбитого турками российского самолета на сирийской границе в ноябре 2015 года все ждут нового опосредованного конфликта в Нагорном Карабахе, раз обе страны уже ведут противостояние в Сирии.
Напряженность между Россией и Турцией ставит Армению в крайне неудобное положение, в частности в том, что касается поставок углеводородов.
Существенное обострение российско-турецких отношений усилило напряженность между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом.
Кроме того, Анкара существенно расширила поддержку Баку. «Давно пора освободить Карабах от армян, мир вернется лишь тогда, когда оттуда уйдет последний армянин», — заявил недавно турецкий премьер Ахмет Давутоглу.
Азербайджан прекрасно понял посыл и занял более жесткую позицию по отношению к Армении.
Как вы помните, ситуация в Нагорном Карабахе остается неспокойной уже очень давно. А с распадом Советского Союза напряженность резко обострилась. Нагорный Карабах с его преимущественно армянским населением был включен в состав Азербайджанской ССР по решению кавказского ЦК Компартии 5 июня 1921 года.
После развала СССР местные жители высказалась на референдуме за самоопределение. 6 января 1992 года Нагорный Карабах провозгласил свою независимость.
Все это создало условия для войны, итогом которой стали 30 000 погибших и сотни тысяч беженцев. Конец кровопролитию положил подписанный в 1994 году договор о прекращении огня.
Как бы то ни было, в отсутствие настоящего мирного соглашения ситуация остается чрезвычайно неустойчивой, и каждый год регистрируется множество нарушений перемирия с обеих сторон.
Армения в свою очередь напирает на право народов на самоопределение и на Устав ООН, раз Нагорный Карабах в силу обстоятельств является независимым с 1994 года.
В таких условиях военный статус-кво в целом выгоден для Нагорного Карабаха, который опирается на армянскую диаспору и дипломатические представительства в ряде стран, чтобы добиться международного признания своего суверенитета.
Но хотя до недавнего времени соотношение военных сил было в пользу Армении, сейчас все изменилось.
Азербайджан обладает в настоящий момент демографическим преимуществом (9,3 миллиона против 3 миллионов) и существенными энергоресурсами, которые дают ему возможности для модернизации военного арсенала и формирования оборонного бюджета, равного по объемам бюджету всего армянского государства.
Таковы некоторые причины недавнего возобновления боев двух стран, которые стали самыми кровопролитными с подписания перемирия в 1994 году.
Как известно, конфликт выходит далеко за пределы территориальных вопросов, потому что обостряет напряженность между двумя соперничающими в исторической перспективе великими державами кавказского региона, то есть Россией и Турцией.
Россия в позиции силы
Будучи главным поставщиком оружия для обеих сторон, Россия может разыграть карту примирения, чтобы продолжение конфликта не вывело из равновесия весь Южный Кавказ. Владимир Путин недавно призвал обе стороны к незамедлительному прекращению огня.
Что касается президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, тот встал на сторону Азербайджана и заявил, что Анкара будет поддерживать его до конца.
Москва представляет себя посредником
Армения входит в сформированную вокруг России Организацию договора коллективной безопасности, а Кремль стремится к взвешенному подходу к отношениям с Баку.
В таких условиях Москва представляет себя посредником между двумя сторонами. И могла бы предложить развертывание российских миротворческих сил, что вывело бы недовольство Анкары на совершенно новый уровень.
В то же время самой России совсем не по душе прекрасные отношения Турции с Азербайджаном.
Если подумать, ухудшение отношений с Баку (за последние годы они стали намного лучше) могло бы дать толчок формированию союза Азербайджана, Грузии и Турции.
А такой союз в интересах Турции и Запада противоречил бы российскому проекту альянса с Арменией и Ираном.
Турции не гарантирована поддержка союзников
Сегодня прямое столкновение двух держав маловероятно. Кроме того, Турции, несмотря на членство в НАТО, вовсе не гарантирована автоматическая поддержка союзников в случае конфронтации с Россией на Кавказе, учитывая, что ситуация не подпадает под условия применения статьи 5 Вашингтонского договора.
В такой обстановке поиск решения конфликта ложится на плечи Минской группы, которая включает в себя Францию, США и Россию.
Только вот на фоне быстрой милитаризации Азербайджана и растущей вовлеченности России и Турции в ближайшем будущем на это решение рассчитывать вряд ли приходится.