Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бог стал защитником окружающей среды

Приближается ли «зеленая» революция в мировых религиях?

© flickr.com / FoE FifeУчастники протестов на саммите ООН по климату в Копенгагене в 2009 году
Участники протестов на саммите ООН по климату в Копенгагене в 2009 году
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существует большой риск, что экологический кризис будет лишь усугубляться. В таком случае, весьма вероятно, что «зеленые» религиозные формы станут доминировать по всему миру. Сейчас мы наблюдаем начало «зеленой» революции в мировых религиях. Религиоведы называют это «экологическим поворотом» или «позеленением религии». Примеры «позеленения религии» уже есть.

Нынешний феномен религиоведы называют «экологическим поворотом», «зеленой революцией» или «позеленением религии» (the greening of religion).

По последним данным, в мире растет степень экологической трансформации религий, и это сейчас одна из важнейших тенденций. Вероятно, она возникла как часть глобальной реакции на климатический кризис, индустриализацию и гиперконсьюмеризм.

Существует большой риск, что экологический кризис будет лишь усугубляться. В таком случае, весьма вероятно, что «зеленые» религиозные формы станут доминировать по всему миру. Сейчас мы наблюдаем начало «зеленой» революции в мировых религиях.



Ведущий американский специалист по связи религий с климатическим кризисом Брон Тейлор (Bron Taylor) предполагает, что мы движемся к новой «гражданской религии земли», в которой человек в большей степени привержен природе, чем стране, народу или религиозному учению. Можно было бы добавить, что такое развитие — обязательное условие выживания.

В любом случае, уже есть пример «позеленения религии». Речь идет о спасении и восстановлении тропических лесов.

У всех крупных религий имеются экологически сознательные последователи, которые работают над внутренним «зеленым» реформированием своих учений. Например, часть христианских и мусульманских теологов утверждают в связи с климатическим кризисом, что Бог хотел бы, чтобы люди взяли на себя ответственность за его «творение».

И, во многих отношениях, это совершенно новая трактовка.

Вплоть до новейшего времени доминирующие формы христианства и ислама проявляли равнодушие или даже враждебность к природе. И светская власть, и последующее духовное спасение были для людей. Но сейчас этот жесткий антропоцентризм оказался под вопросом. Природе отводится все более важная роль.

Можно сказать, что в 2015 году экологизация религий достигла высшей точки. Вот несколько примечательных случаев.

18 июня 2015 года папа Франциск, предстоятель церкви 1,2 миллиардов католиков, разослал энциклику, в которой призвал население Земли к радикальным общественным изменениям. По мнению папы, человек должен стать заботливым покровителем всего живого, и мысли об окружающей среде должны сопровождать любую его деятельность. Умеренность должна прийти на смену царящим в сегодняшнем мире материализму и консьюмеризму.

По случаю Международного исламского климатического симпозиума в Стамбуле 17-18 августа 2015 года выдающиеся мусульманские ученые вместе с религиозными лидерами 20 стран обнародовали экодекларацию, в которой рекомендовали жителям Земли как можно более серьезно отнестись к изменениям климата. Помимо прочего, декларация призывала ввести полный запрет на добычу нефти, газа и угля и заменить их «зелеными» источниками энергии.

В связи с климатической конференцией в Париже 154 религиозных и духовных лидера обнародовали совместное заявление об экологии. Они хотели, чтобы те, кто решает судьбы мира, взяли на себя особую ответственность за беднейшие слои населения Земли и за жизнь будущих поколений. Землю в заявлении назвали «божественным даром», заботиться о котором — прямой долг человечества. Представители мировых религий подчеркнули, что религиозные традиции могут способствовать экологической стабильности по всему миру.

Теперь волна «зеленой» веры, наконец, достигла и Дании.

7 марта 2016 года представители лютеранской Церкви Датского Народа, католической церкви, иудаистских сообществ и датского ислама встретились в медиа-концерне Politikens Hus, чтобы обсудить глобальные изменения климата, а также меры, которые местные религиозные общины могут в связи с этим предпринять.

Помимо экологического реформирования крупных религий, в мире наблюдается рост неоязыческих религиозных течений.

Среди участников этих течений — ведьмы, почитатели Богини-матери, друиды, неошаманы, последователи древнескандинавского культа богов-асов. Неоязычники рассматривают природу как обиталище богов и духов, или же одного великого бога или богини. Поэтому с природой следует обращаться бережно и с уважением.
Из этой области тоже слышны примечательные высказывания на тему экологии.

В 2014 году международная вакханская и ведовская организация Движение Богини обнародовала декларацию, в которой утверждалось, что члены организации почитают все элементы воздуха, огня, воды и земли и поддерживают любые меры по защите природы от загрязнения и уничтожения.

В 2015 году группой экоязычников по просьбе неоязычников было разослано экологическое заявление. Там подчеркивалось, что природа — святыня, и все во вселенной тесно взаимосвязано. Человек не доминирует над природой и не отделен от нее. Человек происходит от животных и сам является животным.

В заявлении содержался призыв остановить деятельность тех экономических и политических систем, которые безжалостно используют и уничтожают основу человеческого существования. По мнению авторов, необходима новая «зеленая» духовность, чтобы заложить фундамент новых отношений человека и остатков природы. Это неоязыческое заявление перевели на шестнадцать языков. Под ним подписались жители более 70 стран.

Возникает все больше группировок и течений экодуховности, которые утверждают, что природа сама по себе — великая ценность. Ее значение нельзя сводить к ресурсам, которые она дает человеку.

Подобный экоцентризм проявляется в самых разных контекстах. Существуют так называемая глубинная экология, призывающая уравнять права всех живых существ, насколько это возможно; джайнизм Лавлока, трактующий Землю как огромный живой организм; экорадикализм, ставящий природу превыше всего в мире; экофеминизм, указывающий на связь уничтожения природы и угнетения женщин.

«Зеленая» духовность оказывает сегодня влияние на различные сферы жизни — движение Нью Эйдж, астрологию, теорию кругов на полях, поиск внеземных цивилизаций, сатанизм, альпинизм, серфинг, охоту, биодинамическое сельское хозяйство и даже популярные блокбастеры, такие как «Властелин колец» и «Аватар».

Связь роста популярности «зеленых» религий и духовных практик и повышения экологической ответственности человека — еще один важный вопрос. Никаких обширных исследований об этом не проводилось, но в будущем теме следует уделить пристальное внимание.

В США и Австралии провели опросы, чтобы выяснить, последователи каких религий демонстрируют наиболее осознанный подход к защите окружающей среды. В целом, христиане меньше интересуются проблемами экологии, чем прочие верующие и атеисты.

До сих пор лишь небольшие группы активистов, а также отдельные лидеры, организации и специалисты стояли за экологизацией крупных мировых религий. Но, по мере нарастания климатического кризиса, внимание к вопросам экологии тоже будет расти, в том числе среди простых верующих.

Как бы то ни было, полезно обратиться к коренным народам, сохранившим древнейшие и наиболее распространенные формы мировой культуры. Православные христиане и мусульмане много сотен лет демонизировали их, называя примитивными идолопоклонниками, и пытались обратить их в свою веру, а в ином случае — маргинализировать или уничтожить.

Есть надежда, что эти тенденции скоро останутся в прошлом.

По мнению Всемирного банка, коренные народы могут сыграть ключевую роль в сдерживании изменений климата. Кроме того, их территории обычно совпадают с границами тех районов, где активнее всего идет процесс возобновления биологического многообразия.

Если так будет и дальше, то в будущем именно они станут посылать к нам своих миссионеров, а не наоборот.