Нынешний феномен религиоведы называют «экологическим поворотом», «зеленой революцией» или «позеленением религии» (the greening of religion).
По последним данным, в мире растет степень экологической трансформации религий, и это сейчас одна из важнейших тенденций. Вероятно, она возникла как часть глобальной реакции на климатический кризис, индустриализацию и гиперконсьюмеризм.
Существует большой риск, что экологический кризис будет лишь усугубляться. В таком случае, весьма вероятно, что «зеленые» религиозные формы станут доминировать по всему миру. Сейчас мы наблюдаем начало «зеленой» революции в мировых религиях.
Ведущий американский специалист по связи религий с климатическим кризисом Брон Тейлор (Bron Taylor) предполагает, что мы движемся к новой «гражданской религии земли», в которой человек в большей степени привержен природе, чем стране, народу или религиозному учению. Можно было бы добавить, что такое развитие — обязательное условие выживания.
В любом случае, уже есть пример «позеленения религии». Речь идет о спасении и восстановлении тропических лесов.
У всех крупных религий имеются экологически сознательные последователи, которые работают над внутренним «зеленым» реформированием своих учений. Например, часть христианских и мусульманских теологов утверждают в связи с климатическим кризисом, что Бог хотел бы, чтобы люди взяли на себя ответственность за его «творение».
И, во многих отношениях, это совершенно новая трактовка.
Вплоть до новейшего времени доминирующие формы христианства и ислама проявляли равнодушие или даже враждебность к природе. И светская власть, и последующее духовное спасение были для людей. Но сейчас этот жесткий антропоцентризм оказался под вопросом. Природе отводится все более важная роль.
Можно сказать, что в 2015 году экологизация религий достигла высшей точки. Вот несколько примечательных случаев.
18 июня 2015 года папа Франциск, предстоятель церкви 1,2 миллиардов католиков, разослал энциклику, в которой призвал население Земли к радикальным общественным изменениям. По мнению папы, человек должен стать заботливым покровителем всего живого, и мысли об окружающей среде должны сопровождать любую его деятельность. Умеренность должна прийти на смену царящим в сегодняшнем мире материализму и консьюмеризму.
По случаю Международного исламского климатического симпозиума в Стамбуле 17-18 августа 2015 года выдающиеся мусульманские ученые вместе с религиозными лидерами 20 стран обнародовали экодекларацию, в которой рекомендовали жителям Земли как можно более серьезно отнестись к изменениям климата. Помимо прочего, декларация призывала ввести полный запрет на добычу нефти, газа и угля и заменить их «зелеными» источниками энергии.
В связи с климатической конференцией в Париже 154 религиозных и духовных лидера обнародовали совместное заявление об экологии. Они хотели, чтобы те, кто решает судьбы мира, взяли на себя особую ответственность за беднейшие слои населения Земли и за жизнь будущих поколений. Землю в заявлении назвали «божественным даром», заботиться о котором — прямой долг человечества. Представители мировых религий подчеркнули, что религиозные традиции могут способствовать экологической стабильности по всему миру.
Теперь волна «зеленой» веры, наконец, достигла и Дании.
7 марта 2016 года представители лютеранской Церкви Датского Народа, католической церкви, иудаистских сообществ и датского ислама встретились в медиа-концерне Politikens Hus, чтобы обсудить глобальные изменения климата, а также меры, которые местные религиозные общины могут в связи с этим предпринять.
Помимо экологического реформирования крупных религий, в мире наблюдается рост неоязыческих религиозных течений.
Среди участников этих течений — ведьмы, почитатели Богини-матери, друиды, неошаманы, последователи древнескандинавского культа богов-асов. Неоязычники рассматривают природу как обиталище богов и духов, или же одного великого бога или богини. Поэтому с природой следует обращаться бережно и с уважением.
Из этой области тоже слышны примечательные высказывания на тему экологии.
В 2014 году международная вакханская и ведовская организация Движение Богини обнародовала декларацию, в которой утверждалось, что члены организации почитают все элементы воздуха, огня, воды и земли и поддерживают любые меры по защите природы от загрязнения и уничтожения.
В 2015 году группой экоязычников по просьбе неоязычников было разослано экологическое заявление. Там подчеркивалось, что природа — святыня, и все во вселенной тесно взаимосвязано. Человек не доминирует над природой и не отделен от нее. Человек происходит от животных и сам является животным.
В заявлении содержался призыв остановить деятельность тех экономических и политических систем, которые безжалостно используют и уничтожают основу человеческого существования. По мнению авторов, необходима новая «зеленая» духовность, чтобы заложить фундамент новых отношений человека и остатков природы. Это неоязыческое заявление перевели на шестнадцать языков. Под ним подписались жители более 70 стран.
Возникает все больше группировок и течений экодуховности, которые утверждают, что природа сама по себе — великая ценность. Ее значение нельзя сводить к ресурсам, которые она дает человеку.
Подобный экоцентризм проявляется в самых разных контекстах. Существуют так называемая глубинная экология, призывающая уравнять права всех живых существ, насколько это возможно; джайнизм Лавлока, трактующий Землю как огромный живой организм; экорадикализм, ставящий природу превыше всего в мире; экофеминизм, указывающий на связь уничтожения природы и угнетения женщин.
«Зеленая» духовность оказывает сегодня влияние на различные сферы жизни — движение Нью Эйдж, астрологию, теорию кругов на полях, поиск внеземных цивилизаций, сатанизм, альпинизм, серфинг, охоту, биодинамическое сельское хозяйство и даже популярные блокбастеры, такие как «Властелин колец» и «Аватар».
Связь роста популярности «зеленых» религий и духовных практик и повышения экологической ответственности человека — еще один важный вопрос. Никаких обширных исследований об этом не проводилось, но в будущем теме следует уделить пристальное внимание.
В США и Австралии провели опросы, чтобы выяснить, последователи каких религий демонстрируют наиболее осознанный подход к защите окружающей среды. В целом, христиане меньше интересуются проблемами экологии, чем прочие верующие и атеисты.
До сих пор лишь небольшие группы активистов, а также отдельные лидеры, организации и специалисты стояли за экологизацией крупных мировых религий. Но, по мере нарастания климатического кризиса, внимание к вопросам экологии тоже будет расти, в том числе среди простых верующих.
Как бы то ни было, полезно обратиться к коренным народам, сохранившим древнейшие и наиболее распространенные формы мировой культуры. Православные христиане и мусульмане много сотен лет демонизировали их, называя примитивными идолопоклонниками, и пытались обратить их в свою веру, а в ином случае — маргинализировать или уничтожить.
Есть надежда, что эти тенденции скоро останутся в прошлом.
По мнению Всемирного банка, коренные народы могут сыграть ключевую роль в сдерживании изменений климата. Кроме того, их территории обычно совпадают с границами тех районов, где активнее всего идет процесс возобновления биологического многообразия.
Если так будет и дальше, то в будущем именно они станут посылать к нам своих миссионеров, а не наоборот.