Четыре дня ожесточенных боев между азербайджанской армией и армянскими силами за контроль в Нагорном Карабахе показывают всю проблематичность «замороженных» нерешенных конфликтов. В результате инцидента 2 апреля погибли десятки людей, и эта эскалация стала самой кровавой со времен прекращения боевых действий в 1994 году.
За исключением шестерых наблюдателей от «Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе» (OBSE), никто не следит за происходящим в зоне конфликта. Азербайджан протестует против размещения в регионе многочисленных наблюдателей, утверждая, что в результате будет закреплен армянский контроль над Карабахом и другими областями, входившими в состав Азербайджана во времена советской власти. Армянские силы контролируют 14% территории советского Азербайджана и оправдывают свое присутствие в Нагорном Карабахе правом местного армянского большинства на самоопределение и своим нуждами в сфере безопасности.
Если сопоставить противостоящие силы, то у Азербайджана есть численное превосходство, но армянские войска считаются лучше подготовленными. Вместе с тем, азербайджанская армия получала большее финансирование благодаря средствам, вырученным от продажи нефти. Нагорный Карабах якобы пользуется самоуправлением и располагает собственными вооруженными силами, но опирается на широкую поддержку Армении. На фоне обострения ситуации возникает вопрос о позиции внешних игроков — России и Турции. Дадут ли они своим союзникам, Армении и Азербайджану соответственно, развязать масштабную войну?
С оглядкой на Россию: Турция на стороне азербайджанцев
Турция располагает немалым влиянием на развитие событий с учетом союзнических отношений с Азербайджаном и проблематичными отношениями с Арменией. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал по поводу нового обострения в Нагорном Карабахе, что рано или поздно но эта область вернется «законному владельцу — Азербайджану». Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сказал, что его страна будет вечно стоять «плечом к плечу с Азербайджаном против армянской агрессии и оккупантов».
Вероятно, Россия не была заинтересована в новой эскалации напряженности в Нагорном Карабахе. Такой посыл нес визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Армению 7 апреля. Медведев сказал также, что для России важны отношения с Арменией и Азербайджаном. Из Армении Дмитрий Медведев отправился в Баку. Президент России Владимир Путин побеседовал с главами обоих государств. Фактически Россия сформировала многослойную систему отношений с двумя странами и сохраняет свой статус в качестве влиятельного верховного арбитра в регионе. Россия поддерживает очень тесные отношения с Арменией, считающейся ее союзницей на Южном Кавказе. В этой стране у России есть военная база. В феврале 2016 года Россия предоставила Армении кредит в размере 200 миллионов долларов на покупку российских вооружений. Этот шаг считался сигналом для Турции. Но в минувшие годы Россия продавала немало оружия и Азербайджану.
Российская осторожность
Армения, считающая себя наиболее близким России государством, входит в евро-азиатскую экономическую организацию, проект, которому Владимир Путин лично уделяет особое значение, а также в Организацию коллективной безопасности, которую возглавляет Россия. Азербайджан в эти структуры не входит, но зато состоит в Содружестве независимых государств и ведет вместе с Арменией переговоры с Шанхайской организацией сотрудничества (ее возглавляют Россия и Китай).
Осторожность России связана также с положением на международной арене, где Москва недавно добилась значительных успехов и, вероятно, эскалация конфликта в Карабахе сейчас не отвечает ее интересам. Россия стремится превратить свои достижения в Сирии в средство для сотрудничества с США против террористической группировки «Исламское государство» и тем самым положить конец своей международной изоляции. Украина разочаровала Запад новым политическим кризисом, и это повышает вероятность отмены европейских санкций, введенных против России. Санкции должны быть продлены в июне.
Вместе с тем, возможно, в будущем Россия будет заинтересована в эскалации карабахского конфликта. Этого нельзя исключить, если Россия будет чувствовать себя в изоляции и под сильным экономическим давлением. Вероятно, в таком случае Москва будет искать новую арену конфликта с Западом. Такой ареной может стать Нагорный Карабах, благодаря своему географическому положению — на окраине НАТО. В такой ситуации Россия может рискнуть нарушить баланс сил на Южном Кавказе, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Какое отношение к этому имеет Израиль? Следует отметить, что уже два десятилетия Израиль поддерживает тесные отношения с Азербайджаном. Израиль поставлял азербайджанской армии современные вооружения, и Баку ожидал, что израильское правительство выскажется на тему недавней эскалации напряженности. Следует помнить также, что все годы конфликта в Карабахе Иран поддерживал Армению, и это служит фактором, дополнительно осложняющим ситуацию. Нынешняя вспышка конфликта, особенно если стороны будут время от времени прекращать огонь, дает Израилю возможность еще раз взвесить отношения с Азербайджаном и подумать, оправдывают ли стороны ожидания друг друга.
Вера Михлин-Шафир — научный сотрудник Института стратегических исследований Нойбауэра (INSS); доктор Галия Линденштраус — штатный научный сотрудник INSS