Опасные полеты российских самолетов в течение двух дней на этой неделе осуществлялись более агрессивно, чем аналогичные пролеты вблизи кораблей «Дональд Кук» и «Росс» в Черном море в 2014 и 2015 годах. Эти и прочие действия России опасны и противоречат международным соглашениям, создавая угрозу серьезного инцидента.
Россия упорно проверяет американских военных на выдержку и сдержанность. В рамках этой тенденции русские совершают агрессивные и провокационные маневры против западной авиации в Сирии, в частности, когда в Турцию в конце 2015 года были направлены американские машины F-15C и F-15Е. Там Соединенные Штаты и Россия заключили соглашение о мерах безопасности и разделении зон полетов, так как их самолеты действовали в одном воздушном пространстве. Но российские летчики часто игнорируют данное соглашение и при каждой удобной возможности отрабатывают агрессивные маневры против американских самолетов, в том числе, занимая позиции для атаки.
Провокационные действия против США осуществляются и в других местах. Российские разведчики часто запугивают американских солдат, прибывающих в восточные страны НАТО, а согласно неофициальным сообщениям, они подвергаются электронным атакам с другой стороны границы, и с российской территории против них ставятся помехи.
Пролеты авиации в опасной близости от американских боевых кораблей, как это произошло на днях, были характерной чертой холодной войны. Но чтобы летать на таких малых высотах, не подвергая опасности надводные корабли и другие летательные аппараты, требуется высокое мастерство. Здесь нет и не может быть места ошибке. В одном из случаев в 1968 году советский Ту-16 пролетел аналогичным образом на бреющем полете над американским авианосцем «Эссекс» — и упал в море. Такого рода инциденты заставили Москву дать согласие на заключение «Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним», которое действует по сей день как раз для того, чтобы не допускать таких опасных и безответственных действий.
Среди положений соглашения о непротиводействии навигации есть вполне конкретный запрет на приближение к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов. В случае с «Дональдом Куком» бомбардировщики Су-24 и вертолет Ка-27 выполняли именно такие опасные действия. Полеты польского вертолета были временно прекращены, поскольку в присутствии российских самолетов продолжать их было небезопасно.
Похоже, что Россия не только нарушает двусторонние соглашения, но и действует вопреки здравому смыслу. В этом случае, как и в предыдущих, российские Су-24 не отвечали на радиосообщения на частотах безопасности. Похоже, что именно из-за этого в ноябре прошлого года в небе над Турцией был сбит российский самолет.
Как и ожидалось, Россия отрицала, что совершила нарушение. Представитель российского Министерства обороны заявил, что самолет отвернул прочь, опознав корабль. Наверное, данное заявление было составлено до того, как Россия поняла, что ВМС США опубликует видео, на котором видно, что самолет не только не отворачивает, но и возвращается, совершив в целом 10 пролетов. А может, Москве просто безразлично, поверят ей или нет. В этом году официальные российские СМИ выступили с гневным опровержением того, что их самолеты наносят удары в Сирии неуправляемыми бомбами — и тут же проиллюстрировали свое повествование фотографией Министерства обороны, на которой видно, как Су-24 сбрасывает именно такую бомбу.
В российских заявлениях неизменно звучит утверждение о том, что их самолеты действовали «в соответствии с международными соглашениями». Но кто-то на крупнейшем в России пропагандистском канале RT не услышал это. RT в своем сообщении об инциденте похвалил российских летчиков за «пилотажное мастерство над американским эсминцем», хотя такой пилотаж строго запрещен российско-американским соглашением.
Безусловно, видео и заявления ВМС США дают лишь частичную картину случившегося. Показанные на видео близкие пролеты не очень соответствуют американским заявлениям об имитации атаки. Но следует помнить, что действия российских бомбардировщиков «Дональд Кук» отслеживал задолго до того, как они вошли в зону видимости.
Есть и другие важные аспекты этого инцидента, которые не раскрываются. Это то, что происходило в электронной среде. Какие электронные сигналы указывали на намерения русского самолета или на отсутствие таковых? В частности, из-за отсутствия информации о том, какие еще действия происходили в данном районе в тот момент, трудно судить о картине, которая видится Москве. Возможно, заметив определенную деятельность НАТО на Балтийском море или под его поверхностью, русские посчитали ее серьезным вызовом, на который обязательно надо дать мощный предупредительный сигнал.
В некоторых российских заявлениях данный акт невербальной коммуникации увязывается с тем, что «Дональд Кук» проводил летную подготовку с польским экипажем в пределах досягаемости Калининградской области. Похоже, западным странам надо готовиться к продолжению такого рода инцидентов, пока Россия хочет убедить США и НАТО отказаться от поддержки союзников, таких как Польша и страны Прибалтики — или пока какой-нибудь просчет не превратить опасное российское балансирование на грани фола в трагедию, которой можно избежать.