Легче всего тем политикам, которые изначально — с начала 90-х годов — каждый день скандировали мантру: русские плохие, они оккупанты, Россия — угроза, а мы бедненькие, которых обидели. И Россию нужно ругать, унижать, демонизировать, независимо от того, кто там у власти — демократы или коммунисты, Путин или Ельцин.
Так же легко и «ястребам» с противоположной стороны — всякого рода крикунам о «возрождении фашизма» в Латвии.
После шальных событий на Украине наши «ястребы» могли, гордо выпятив грудь, похвастаться, мол, «мы же предвидели, мы знали, что Россия агрессор». Пусть будет так. Поздравляем! Но что дальше?
Сложнее всего адекватно оценить соседнюю страну, формировать реальные межгосударственные отношения с ней, говорить, торговать, пытаться что-то доказать. Иногда приходится разочаровываться, обижаться, ссориться, а затем снова брать себя в руки и снова говорить. Это трудная работа. Но на стороне таких политиков истина. Даже если им временами кажется, что их глас в пустыне не слышен, всегда надо иметь в виду, что в любом сотрудничестве существует принцип нормального соотношения: если с обеих флангов немного бушуют, то большинство людей способно услышать разумные, взвешенные слова. Следовало бы продолжать эту разумность, искать внутри страны и за ее пределами союзников, чтобы вместе с ними поддерживать диалог с разумной частью россиян.
Для Латвии сейчас нет ничего важнее, чем вопрос: «Как формировать отношения с Россией». Из этого вопроса в большей мере вытекают ответы на то, какой будет предпринимательская среда в Латвии, какими будут зарплаты учителей, медиков насколько длинными будут очереди к врачам. Очень сложные вопросы: «С кем говорить? В каком тоне? Ехать ли в Россию? Или, может быть, не ехать? Когда ехать, а когда не ехать?»
В этом смысле и внутри Латвии, и среди государств Балтии, а также в ЕС и на мировом уровне царит хаос, несогласованность, и абсолютно нет единодушия. В части стран Старой Европы российский вопрос отложен на дальнюю полку актуальных проблем, и все силы направлены на другое — терроризм, беженцев, свои выборы, чтобы только не говорить о России. Президент США Барак Обама вообще избегает упоминать что-либо связанное с Россией и Украиной. Нидерландцы ради собственного блага и во внутриполитическом запале проголосовали против сотрудничества с Украиной. Ловко и мудро выжидают момента возвращения на российский рынок французские сыры, итальянские вина и норвежский лосось.
А что же латышская салака? Так и останется плавать в бензопирене? Хотя именно для нас Россия совсем рядом — за Зилупе, она ближайший сосед с востока. Речь не о том, чтобы целоваться с русскими. У восточных народов есть пословица: с врагом не надо вместе пировать, а торговать — надо. Ясно, что не следует спешить к Кремлю с красными гвоздиками 9 мая. Однако напряженные отношения между Западом и Востоком не являются причиной для того, чтобы не искать в России людей, возможности и способы что-то «пробить» для Латвии. Даже если это нелегко.
В последнее время в Россию собирались, ездили или демонстративно не ездили разные люди. Некоторым из них действительно там нечего было искать. Например, бывшему президенту Латвии Валдису Затлерсу со своей неинтересной книгой «Кто я?» на русском языке. Вынесенный в название книги вопрос давно неактуален даже в Латвии, а тем более в России.
Зато министру сообщения Улдису Агулису, безусловно, нужно было ехать в Россию. Жаль, что на первый раз он там мало чего добился. Но министр должен продолжать ездить в эту страну, потому что есть множество технических вопросов отрасли, которые необходимо решать. Так как пока не началась ядерная война, и новый железный занавес на спущен, Россия — по меньшей мере, для отрасли сообщения Латвии — является важным государством-партнером. А тенденции печальные: нынешняя политика санкций и эмбарго в совокупности с объективными проблемами глобальной экономики грозит портам Латвии убытками. Если будут убытки у портов — значит, будут убытки у логистики, транспорта, всего народного хозяйства.
Разумеется, нужно выбирать, куда и зачем ездить. С 16 по 18 июня в Санкт-Петербурге состоится международный бизнес-форум. Ожидается, что в нем примут участие прагматики из различных стран — России, Италии, Индии, Кореи, Швейцарии. Если и у нас есть какие-то прагматики, то им надо обдумать возможность участия в этом форуме. Если пригласят.
В Латвии Россию принято изображать, как безумное, неадекватное, опасное место. В какой-то степени так оно и есть — если смотреть тамошнее телевидение, то впечатление довольно отпугивающее. Российский рынок никогда не был простым. Но есть охотники разного рода: одни довольствуются отстрелом мелкой птицы на опушке, другие идут глубже в лес, рискуя нарваться на волка или медведя. Есть шанс стать и охотником, и добычей. Это зависит от умения.