Первого мая по всей России вновь состоятся самые разнообразные акции и шествия. Из бесконечного ряда коммунистических «маевок» и официозных акций в честь «Дня весны и труда» выбивается абсурдистская «Монстрация», первый раз состоявшаяся в Новосибирске в 2004 году и успевшая за 12 лет распространиться на другие российские города. В этом году у организаторов «Монстрации» вновь возникли проблемы с согласованием акции, однако в итоге новосибирские власти все-таки разрешили ее проведение.
Ближе к обеду площадь у фонтана около театра «Глобус» в Новосибирске превратится в территорию бессмыслицы. Здесь начнет собираться «Монстрация». Уже в тринадцатый раз, несмотря на сопротивление властей, абсурдное шествие пройдет по городу и пронесет по нему плакаты, надписи на которых будут одна нелепее другой: «Накорми меня бобром», «Фагот уже не тот», «Империя зла. Империя очень зла», «Кто защитит хорьков», «Ищу принца, как у белого коня», «Нет профайла — нет проблем», «Устроим цензуре темную».
Эпатаж, пародия, абсурд. В этом суть акции. С самого начала она была именно такой. Нелепость — их главный лозунг. Во время «Монстрации» смеяться можно над всем и над всеми. И это не очень нравится новосибирской власти. Последний раз она шествие не согласовала, мол, нельзя допустить, чтобы люди в нелепых костюмах шли рядом с первомайской демонстрацией. В этом году мэрия Новосибирска дала разрешение на шествие, но не в центре города и не отдельной колонной. Монстранты должны пойти за «Всешествием», акцией, придуманной зачем-то властью. «Мы постараемся не смешиваться», — заметил идеолог «Монстрации», художник Артем Лоскутов. По словам Лоскутова, каждый видит в его акции что хочет: кто-то видит политический смысл, кто-то — художественный. Но, по мнению самого Лоскутова, цель «Монстрации» остается неизменной с 2004 года. Это «гражданская гимнастика ради психологического здоровья нации».
В этом году организаторы «Монстрации» решили пойти на компромисс и принять условия властей, чтобы не повторять прошлогоднего сценария.
— Вас устраивает маршрут, который мэрия согласовала для «Монстрации»?
— Этот маршрут нас не устраивает, но в ситуации, которая сложилась, это единственная возможность.
— Как думаете, возможно повторение сценария прошлого года? Будет также много полиции, которая будет следить за тем, чтобы вы, не дай Бог, маршрут не изменили?
— Я думаю, что полиции очень понравилось, как они красиво выглядят, стали героями стольких фотографий и репортажей, что они в не менее красивом образе придут охранять православных от нас или нас от православных, но наверняка будет то же самое, я думаю, будет не меньше полицейских. Никто не заинтересован в каких-то конфликтах. Я персонально за себя могу нести ответственность, что я готов чем-то рисковать, но я не хочу никого вести на такие риски.
— Вы думаете, возможны какие-то провокации, в том числе со стороны православных активистов?
— Они происходят внутри всех местных кланов, просто они не очень публичны, но они происходят и сейчас. Как аргумент они используют угрозу нападения. Поэтому идет торговля внутри, в том числе и за маршруты. В том числе появился пасхальный крестный ход, которого никогда не было днем.
— Как-то вы с полицией предварительно обговаривали, что возможны такие провокации, чтобы избежать их?
— С полицией я не общался, общались другие организаторы, кто были на связи по телефону, они вели переговоры о том, что мы ищем маршрут, мы готовы на разные варианты, только бы дали маршрут, и делаем все для этого, ищем компромиссы.
— А как вы отнеслись ко всем этим параллельным «Монстрациям», «Всешествию», придуманному властями?
— Власти так решили себя проявить на этом поприще, они решили, что они могут делать не хуже. Почему бы не дать им шанс, пусть будет две «Монстрации». Мы все-таки договаривались о некотором разделении между нами. Посмотрим, может быть, у них получится лучше. Десять «Монстраций» лучше, чем одна. Пусть церковь свое организует, они делают же молодежный крестный ход с табличками такими, близкими «Монстрации».
— Как вы думаете, оттянет провластная «Монстрация» ваших монстрантов или это будут совершенно другие люди?
— Я чувствую, что это будут совершенно другие люди, потому что есть информация о неких разнарядках, о том, что туда собираются выводить сотрудников. Это «анти-Монстрация» в плане духа, в плане организованности, настоящее делается снизу, а здесь людям будут раздавать костюмы, свозить их автобусами. Я думаю, эстетически это будет очень выглядеть по-другому, может быть, лучше, почему нет. Посмотрим. Единственное, что никому не хотелось бы смешивания, люди не хотят такого смешения, сами наши участники, поэтому между нами будет какая-то дистанция, возможность определиться, куда кто хочет пойти.
— В прошлом году вы получили 10 суток ареста. Если будут какие-то в этом году провокации и, возможно, задержания, вы чувствуете себя готовым, что вас могут снова задержать за нарушения?
— Нужно быть готовым каждый день. Я в прошлом году старался действовать в рамках закона, быть на связи с полицией, прислушиваться к тому, чего они просят, чего они требуют, не нарушать их требования. Единственное, возможно, была проявлена некоторая настойчивость, люди не желали расходиться по домам, им просто не давали такой возможности, им давали возможность идти только в одном направлении, потом это было оформлено как «организация шествия». Я ходил с мегафоном, просил не конфликтовать с полицией, где-то завязывались какие-то перебранки. Раз уж я позвал туда людей, причастен к этому, ответствен за то, чтобы все прошло бесконфликтно. Раз полиция готова разговаривать со мной, значит, надо с ней разговаривать. Здесь мы идем в более спокойной обстановке. Если раньше нас как бы позвали всех, но как бы не позвали, то здесь вроде у нас есть документ, все должно быть спокойно, полиции будет очень много, они будут неким барьером между крестным ходом, который примерно в это же время будет проходить по главной улице, собираются согнать туда 15 тысяч человек. Знаете, как соревнование по величине разных частей тела происходит на этих ходах. РПЦ решила, что им тоже нужно в Первомай пройтись, пройтись по главной улице, собрать больше людей, нести плакаты. Посмотрим. Дух новосибирский проявляется, наверное, во многих мероприятиях, не только в «Монстрации», откладывает свой отпечаток на другие события.
— В этом году, как вы ожидаете, примерно сколько человек может принять участие в «Монстрации»?
— Я надеюсь, что будет не меньше, чем в прошлом году. Потому что в прошлом году обстановка была очень тревожная. В прошлом году были оценки от полутора до двух с половиной тысяч, надеюсь, будет не меньше.
«Монстрация» — ежегодное первомайское молодежное шествие с элементами абсурдистского карнавала, проходит в Новосибирске с 2004 года. В апреле 2011 года Лоскутов получил за «Монстрацию» премию в области современного искусства «Инновация». 1 мая 2016 года разрешенные властями «Монстрации» состоятся так же в Новосибирске, Хабаровске, Пензе, Нижнем Новгороде и еще нескольких городах.