Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дифференцированный подход в рамках «Восточного партнерства»

© AP Photo / Mindaugas KulbisСовместное фото лидеров ЕС на саммите "Восточное партнерство" в Риге, Латвия
Совместное фото лидеров ЕС на саммите Восточное партнерство в Риге, Латвия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проект «Восточного партнерства» возник в 2009 году, в период исполнения Чехией обязанностей страны-председателя Евросоюза. Эта инициатива ЕС по сближению с шестью государствами СНГ (Белоруссией, Украиной, Арменией, Грузией, Азербайджаном и Молдавией) прошла несколько стадий развития, и опыт оправдывает себя.

4 мая в Праге завершилось двухдневное заседание глав внешнеполитических ведомств стран Вышеградской группы и «Восточного партнерства», на которое были приглашены главы МИД Нидерландов, Швеции и ФРГ, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан и замглавы дипломатии ЕС Хельга Шмидт. На встрече рассматривались вопросы дальнейшего развития Восточного партнерства, предложения ЕК по реформированию системы приема беженцев и отмене визового режима с Турцией, реформы на Украине и другие актуальные вопросы. Помимо совместных переговоров, в Чернинском дворце был проведен ряд двусторонних встреч.

Глава чешской дипломатии Любомир Заоралек напомнил, что проект «Восточного партнерства» возник в 2009 году, то есть именно в период исполнения ЧР обязанностей страны-председателя ЕС. Он подчеркнул, что эта инициатива Европейского Союза по сближению с шестью государствами СНГ: Белоруссией, Украиной, Арменией, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, прошла несколько стадий развития, и опыт оправдывает себя.

Участники нынешней встречи открыто дискутировали об актуальной политической ситуации в Европе, текущем состоянии дел в рамках «Восточного партнерства» и перспективах данного проекта.

«Нынешняя дискуссия, как мне кажется, показала, что в начале становления «Восточного партнерства» наш подход к решению задач был слишком механическим. Сегодня мы осознаем, что следует в гораздо большей степени реагировать на представления и нужды отдельных стран-участниц инициативы, чтобы они почувствовали, что это их проект, который отвечает их целям и потребностям. Мы, конечно, сошлись во мнении, что необходимо найти мирные пути разрешения конфликта в регионе Восточной Европы на основе международного права. Это нас продолжает беспокоить, и обновление стабильности и безопасности в регионе является нашим приоритетом», — сообщил Любомир Зоралек, приветствовавший возможность проведения переговоров с представителями стран «Восточного партнерства» за три недели до предстоящей встречи министров ЕС в Брюсселе.

«Меня очень радует прогресс, достигнутый Грузией, Молдавией и Украиной, потому что они весьма продвинулись в выполнении пунктов соглашений об ассоциации с ЕС. И мы здесь договорились о новом этапе: в роли представителей Вышеградской группы мы с сегодняшнего дня начнем более интенсивно сотрудничать с самыми прогрессивными государствами в рамках «Восточного партнерства», к которым относятся Грузия, Молдова и Украина, подписавшие соглашения об ассоциации и экономическом сотрудничестве с ЕС. Вышесказанное, конечно, не означает, что мы не будем уделять внимание остальным трем странам "Восточного партнерства", к которым применяем более индивидуальный подход. Я уверен, что предложение o расширении дальнейшего сотрудничества с Арменией, Азербайджаном и Белоруссией нам удастся приспособить к потребностям данных стран», — заявил глава чешского МИД, подчеркнувший, что нынешние переговоры дали импульс к поступательному развитию взаимовыгодного сотрудничества с шестью странами бывшего СССР.

Уполномоченный по странам Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии МИД ФРГ Андреас Пешке, приглашенный на переговоры в Прагу, в интервью Радио Прага также сообщил о целесообразности расширения сферы сотрудничества со странами «Восточного партнерства».

— С одной стороны, перед нами стоят вопросы политики безопасности, с другой — задачи экономической политики в смысле экономического сотрудничества. Нельзя исключить из поля зрения и вопросы общественной политики, взаимодействия общества. Надо обеспечить мобильность граждан и упростить правила переселения в другую страну и возвращения на родину, что вплотную связано с либерализацией визового режима. Это является актуальным вопросом для стран «Восточного партнерства». Следующий аспект, релевантный запросам, это академическое сотрудничество и сотрудничество между вузами. В этой области существует целый ряд программ по сотрудничеству между ЕС и государствами «Восточного партнерства» и между ФРГ и странами «Восточного партнерства». Мы должны стремиться к тому, чтобы люди находили перспективы именно там, где они находятся, то есть у себя на родине. Чтобы они с удовольствием работали в своей стране.  

— Вопрос о безвизовом режиме с Украиной 11 мая будет решаться на европейском уровне. Как вы оцениваете ее шансы?

— Что касается Украины, перед нами лежит предложение Еврокомиссии, которое предвещает либерализацию визового режима. Оно будет рассмотрено Советом Евросоюза, который пока еще не принял решения. Однако позиция Германии по отношению к данному вопросу ясна: если условия были выполнены, то и Евросоюз обязан сдержать обещания, касающиеся либерализации визового режима. В настоящее время необходимо проверить, были ли критерии выполнены, и Европейская комиссия выдвигает касательно этого положительный прогноз. Речь, главным образом, идет о борьбе с коррупцией — в этой сфере Украина приняла ряд законодательных и институциональных мер, направленных на борьбу с коррупционерами.

Еврокомиссар от Чехии осталась в одиночестве


Главы внешнеполитических ведомств «Вышеградской четверки» в Праге, кроме прочего, подвергли резкой критике новый план ЕК по реформированию единой политики предоставления убежища в ЕС, который предусматривает введение дополнительного механизма к существующей Дублинской системе, и отвергли систему квот.

Однако, как отмечает газета Mladá fronta Dnes, схема, часто называемая «диктатом Брюсселя», формулировалась на заседании Еврокомиссии с тихим согласием большинства еврокомиссаров от стран V4, которых никто на их родине не обязал обнародовать, какую позицию они заняли по тому или иному злободневному вопросу. Нарушила это неписаное правило еврокомиссар от ЧР Вера Йоурова, сообщив Чешскому информационному агентству ČTK, что на дебатах Еврокомиссии она оказалась единственной, выступившей против механизма автоматического распределения беженцев в ЕС.